В книге Псалмов 102:2-4 читаем:

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами.

Остановимся на ст.4. В нем говорится о том, что Господь венчает служащих Ему Своею милостью и щедротами. Щедроты указывают на Божью щедрость, и это верно, ведь Он желает всех, кто только доверится Ему, благословить обильно. Однако этого слова нет в оригинале.

Слово "רֶחֶם רַחַם "(reḥem raḥam), употребленное на иврите, значит, согласно словарю BDB, "сострадание". Таким образом, в тексте идет речь о том, что Господь венчает нас, можно сказать, обильно окутывает, Своею милостью и состраданием.

А что значит Божье сострадание и в чем оно проявляется? Чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно посмотреть на Иисуса. Везде, где в Евангелиях в Синодальном переводе говорится о том, что Он сжалился над кем-то, в других переводах сказано, что Он был движим состраданием. Поэтому, все те благодеяния, которые творил Иисус, были сделаны Им как явление Божьего сострадания к людям.

И в чем конкретно оно являлось? Разве не в том, что Он решал их насущные и наиболее волнующие их проблемы? И даже не с точки зрения важности вопроса жизни и смерти, как исцеление, например. Когда Иисус однажды пришел к Петру, тот вымывал сети, закончив свой рабочий день ни с чем. Я уверенна, что он был удручен, расстроен и разочарован таким результатом. Конечно, кому бы понравилось трудиться всю ночь и ничего не заработать? Это была абсолютная тщетность труда, времени и усилий.

Но что сделал Иисус? Разве Он оставил Петра в таком состоянии? Нет! Однако интересно, что Он сначала начал учить, позволив рыболовам и дальше вымывать сети -- сворачивать удочки. Закончив учить, а потому и использовать лодку Петра, Он сказал им вновь закинуть сети, которые они уже почти вымыли. Что, опять тщетность усилий? Потом их опять вымывать? Напрасно их загрязнить вновь, чтобы опять проделывать все сначала? Тоже выглядело не воодушевляюще. Но из почтения и уважения к Иисусу, Петр решил закинуть сети. 

Так и нам следует исполнять слово Божье, повинуясь голосу Его водительства, хотя бы из нашего почтения и уважения к Богу, даже если с естественной точки зрения перспектива выглядит не привлекательно. Однако послушание Богу и результаты, которое оно приносит, будет стоять любых усилий. И стоить заметить, что это не колоссальные усилия. Петру не требовалось сделать что-то такое, что было сверх его сил. Его часть заключалась только в том, чтобы закинуть сети. А обеспечение улова -- наполнение сетей -- Иисус брал на Себя.

И что произошло? Иисус обеспечил? О, да! Такого улова Петр не видел за всю свою жизнь, иначе бы он не припал в страхе и трепете к коленам Иисуса (Лк.5:1-10). И что сделал Иисус для Петра этим? Он решил его проблему, Он позаботился о том, что его наиболее волновало. И это было явлением Божьего сострадания Петру, чтобы предотвратить его разочарование от тщетности его труда. Таким образом, Иисус восполнил тщетность, обратив её в сверхъестественную плодотворность. И это было тем, в чем наиболее нуждался и чего наиболее желал Петр в тот момент.

И Иисус это делал постоянно для тех, кто к Нему приходил, или в окружении кого Он оказывался (конечно, имеются в виду жаждущие сердца, ведь, например, для религиозных и гордых книжников и фарисеев Иисус не сделал ничего). Когда Иисус пришел в дом Петра, теща его лежала с горячкой. В тот момент исцеление этой женщины было самой большой нуждой и желанием того дома. И что Иисус сделал? Он явил сострадание -- пошел и исцелил её. В знак благодарности, женщина поднялась и стала служить своему Целителю (Мф.8:14-15). Думаю, в этот момент она была благодарна Петру, как никогда раньше, за то, что привел в дом Иисуса.

Когда Иисус шел в одно селение и встретил процессию и мать заплаканную, что Он сделал? Он явил Божье сострадание, убрав причину горя и печали, расстройства и разочарования той женщины, воскресив её сына (Лк.7:12-15). То же самое произошло в случае с Лазарем, когда печаль Марфы и Марии, и всех, плачущих с ними, Он обратил в великую радость воскресением (Лк.11). 

Когда Иисус пришел в пустынное место, где к Нему собралось много народа, Он явил им сострадание, не отправив домой голодными (Ин.6:1-13). Он не сказал им, как предлагали ученики: "Идите, грейтесь и питайтесь сами", -- но накормил их. Это было восполнение насущной нужды и самого большого желания в тот момент для всех собравшихся, и Господь удовлетворил их. Когда к Нему приходили с нуждами об исцелении, Он являл сострадание, возвращая здоровье и восстанавливая целостность в телах тех людей (Мф.12:15). Когда Иаир пришел с просьбой о дочери, Иисус явил Божье сострадание и их дому, исцелив и воскресив девочку; и когда на пути встретилась женщина с кровотечением, Он не оставил без внимания и её (Мк.5:22-43). Всем, кто приходил к Иисусу, Он являл милость и сострадание Божьи, восполняя насущные нужды и исполняя заветные желания. Вот действие сострадания Божьего! 

Стоит также заметить, что при воскресении все, кого Иисус воскрешал, автоматически получали и исцеление от того, что вызвало нужду в воскресении. Сын той вдовы, Лазарь и дочь Иаира не воскресли с прежними симптомами, но возвратились к жизни полностью здоровыми. Вот сила воскресения: она не просто оживляет, возвращает к жизни, но и полностью восстанавливает силы для жизни, полностью обновляет крепость, принося состояние полного здоровья и целостности. Ведь было бы нелогично возвратить к жизни без жизненных сил, которые крадут болезни и немощи. Поэтому воскресение -- это полное оздоровление, восстановление и здоровье. 

Вот почему Иисус воскрес полностью целостным, оставив на Своем теле следы от креста лишь как доказательства того, что это Он (Ин.20:24-29). Вот сила воскресения! Вот что значит, что мы воскресли с Иисусом -- мы получили не просто возвращение к жизни, но и полное обновление и восстановление! Об этом и толковал Павел, когда писал о том, что Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши тела Духом Своим (Рим.8:11). И в этом тоже человечеству была явлена величайшие милость и благодать, и сострадание, ведь после грехопадения спасение и возвращение к духовной жизни и жизни вечной стало главной потребностью человека, восполнить которую мог только Бог и только такой неописуемой ценой.

Итак, Божье сострадание всегда в том, чтобы восполнить нужду и удовлетворить желание, предотвратить печаль и разочарование, устранив их причину и даровав компенсацию. Вот так из состраданием Божьим приходит и утешение Божье. Поэтому, когда мы читаем Псалом Давида о том, что Господь венчает милостью и состраданием, и насыщает благами желания, то теперь можем увидеть, что все это связано в действии Божьем. Потому что Он Бог Всеобъемлющий, поэтому и может охватить все факторы и все сферы, действуя целостно, системно и комплексно. Вот как благ наш Господь!

Во свете этого создается впечатление, что самое лучшее, что мы только можем сделать с самой большой пользой для себя и своей жизни -- это, действительно, доверится такому милостивому, любящему и сострадательному Богу, возложив на Него все свои заботы, ведь Он неусыпно печется о нас с любовью (1Пет.5:7 в РПБ). Он заботится о нас и хочет, чтобы Ему только дали возможность явить эту заботу, и тогда она будет явлена так, как делал это Иисус: восполнив насущные нужды, исполнив заветные желания и мечты, которые часто под силу исполнить только Богу, устранив причину для любого расстройства и разочарования, обеспечив помощь и поддержку, даровав сверхъестественные результаты, приведя к успеху и преуспеванию. И все это тоже благословение Божье, действие которого многогранно. 

И Господь являет нам Свое благословение, будучи движимым Своей любовь и состраданием. Поэтому нам, наконец, следует осознать Божью заботу и превосходство Его попечения о нас, чтобы доверившись Ему, позволить явить нам Свою благость и милость, щедроты и сострадание, благодать и благословение. И это то, чего Бог и желает -- что Он приготовил и запланировал, а потому и хочет явить Своим детям. И это то, что и обеспечил нам Христос, придя на землю и принеся столь великую Жертву, чтобы явить нам милость и сострадание Отца. Так что все, что остается нам -- это лишь принять все, обеспеченное Им.

И да поможет нам в этом Господь!

Аллилуия! Слава Богу!