В книге Притчей 19:23 написано: "Страх Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его". Интересно, как здесь выстроена связь со страхом Господним и исключением зла, говоря о том, что  имеющего страх Божий зло не коснется.

Это место Писание напоминает сказанное в Пр.3:7-8, в котором наличие страха Господнего связывается с обретением исцеления и восстановления, подкрепления и здоровья. Здесь же идет речь о том, что зло не коснется боящихся Бога. Об этом же написано и в Пс.90, в котором говорится о живущем под покровом Всевышнего.

Соединяя все это вместе, можно увидеть, что страх Божий, т.е. почтение Господа, и помещает человека под покров Всевышнего, давая Ему возможность явить милость, не допуская злу приблизиться и, таким образом, скрывая от него. Грубо говоря, Божья милость прикрывает человека, боящегося Господа, обеспечивая ему защиту и не позволяя никакому проклятию оказывать какое-либо влияние. И это тоже есть частью благословения от Бога.

Теперь немного стоит остановиться на страхе Господнем. О нем говорится как о начале мудрости; как о том, что приносит исцеление и подкрепление, а также и уберегает от зла. Как же так, что сам страх Божий может оказать такое влияние на жизнь человека? На самом деле, не сам -- наличие у человека богобоязненности порождает в нем определенное состояние сердца и соответственный стиль жизни, в котором человек старается угодить Богу, так как не желает впасть в немилость со всеми последствиями. 

А угодить Богу, как мы знаем, не возможно и без веры (Евр.11:6), так что страх Господень автоматически подразумевает и веру человека, по крайней мере, в то, что Бог есть. Но ведь если верить, что Бог есть, и что Он -- Всемогущий, тогда глупо и не доверять такому Богу. И вот в этих критериях наличия веры в Бога и доверия Ему человек получает способность угодить Богу, однако началом, исходной точкой, всего этого есть страх Господень.

Но не только это. Когда человек боится кого-то, как он будет себя вести? Например, когда ребенок боится своих родителей, станет ли он намеренно нарушать их запреты? Если подчиненный боится своего начальника, станет ли не исполнять поручение? Более того, часто в повиновении выражается почтение, так что повинующийся добровольно признает авторитет и власть над собою того, кого он уважает и почитает. Таким образом, страх Господень выражается и в стремлении к исполнению Божьего слова и Его повелений. Если человек намеренно делает зло, зная, что это противоречит Божьему слову и Его воле, тогда у  него нет страха Божьего

Кстати, в этом часто обвиняют послание благодати, аргументируя это тем, что людям дается разрешение грешить, ведь они знают, что потом можно покаяться. Нет уж, извините -- намеренное противление Божьему слову вопреки знанию и пониманию Его повелений и наставлений есть отсутствием страха Божьего, так что если у кого-то возникают подобные мысли, то только по этой причине, а не из-за понимания благодати, обеспечившей независящее от дел вечное спасение. 

Это подобно тому, как ребенок, делая шкоду, думает, что ему за это ничего не будет. Да, Бог-то прощает всех, кто искренне раскаивается, но вот если человек совершил что-то преднамеренно с мыслями о том, что он потом покается, то искренность такого покаяния вызывает сомнения. К тому же, отсутствие страха Божьего убирает и милость Божью, в том смысле, что человек выходит из-под её прикрытия, тем самым делая себя уязвимым для зла. Так что хотя Бог и простит их, если они потом покаются, как они думают, но им придется разбираться с тем, что они допустили -- с последствиями своей глупости. 

Это как если ребенок лезет куда-то вопреки запрету, думая, что ему ничего не будет, а потом, падая, ударяется и получает синяк или раны на коленках -- да, родители простят непослушание, но синяк и ранки придется терпеть. Так что это не послание благодати дает людям разрешение грешить, которое наоборот освобождает от гнета рабства греха, но их толкает на это отсутствие страха Божьего. А если люди не почитают Бога, то это вообще ставит под сомнение их посвящение Ему и Его слову (а следовательно, и искренность покаяния в грехах, а потому и само их рождение свыше -- так и приходим к выводам о том, что возвращающиеся к стилю жизни греха, скорее всего, так и не достигли праведности по вере во Христе, а не потеряли спасение, которое потерять невозможно).

Таким образом, страх Господень и почтение Бога выражается в послушании и повиновении, в которых человек стремиться исполнять волю Божью и не желает огорчить Духа Святого. Ведь намеренное непослушание не угождает Богу, а значит, огорчает Его. При этом, такое поведение свидетельствует еще и об отсутствии веры, потому что человек, будучи движимый верой, не станет осознанно делать то, что выходит за рамки воли Божьей, так как тогда он выйдет и за рамки веры, которая основывается на нем. Поэтому, страх Божий есть Его почитанием, в котором человек не желает нарушать заповеди -- боится делать злое в глазах Господа.

Итак, страх Божий включает в себя следующие элементы, его составляющие, можно сказать: 1) почитание Бога; 2) веру в Бога и доверие Ему; 3) послушание и исполнение слова Божьего; и 4) боязнь делать зло. И что описывают все эти характеристики? Разве не посвященную и преданную Богу жизнь? Именно. И если человек таким образом угождает Богу, то, естественно, на него придут и благословения от Бога, частью которого есть исключение приключения зла, которое просто не допускается через защитный барьер милости Божьей. 

И конечно, речь идет не об абсолютно идеальной жизни, ведь пока мы находимся во плоти, человеку свойственно делать ошибки, однако Господь верен и праведен простить и очистить от всякой неправды (1Ин.1:9), а также и восстановить, и возместить все упущенное нами в искренности нашего сердца перед Богом в его желании и стремлении творить волю Божью, так что ошибка была допущена как промах, который совсем не был желаем.

И такое состояние отличается от того, в котором человек идет на нарушение слова Божьего осознанно, так как в этом случае человек желает наступления определенных последствий своего решения, которыми есть непослушание и неповиновение. Кстати, это то, что произошло в Эдемском саду: человек намеренно пошел против слова Божьего, осознавая последствия своих действий и желая их наступления, в которых они ожидали того, что пообещал им змей (Быт.3). И это необходимые составляющие вины, которая, в свою очередь, есть необходимой составляющей для признания человека виновным. 

Вот почему это был грех. Если бы Бог не говорил о дереве, а человек вкусил от него в неведенье, тогда это не могло бы быть вмененным ему в грех. Однако Адам осознанно пошел на это, в своем сердце желая получить то, что такое неповиновение принесет. Вот в чем разница искреннего сердца, которое желает служить Богу, противясь плоти, которая, еще не будучи полностью покорена, может толкать человека на ошибки, и того внутреннего состояния, в котором человек намеренно и осознанно выражает пренебрежение Божьим повелениям -- в этом случае приходит суд, так как человек сам выходит из-под милости. И я верю, что по-настоящему спасенный, рожденный свыше человек, никогда не пойдет на это.

Но все, благоговеющие перед Господом, будут иметь от Него благословения. Поэтому, стремясь исполнять Божье слово и угождать Господу, мы можем рассчитывать на Его милость, благодать и благоволение, в которых мы обретем все, что нам только нужно: и исцеление, и возобновление, и оживление, и преуспевание, и благополучие, и защиту от всякого зла. И разве все эти вещи не охватывают, не включают в себя все то, чего человек бы только мог желать получить в жизни и от неё? Вот так и приходим к написанному в Пс.36:4: "Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего," -- другими словами, исполнение желаний будет естественным следствием благословения от Бога, которому человек дал возможность прийти в свою жизнь через угождение Богу -- через веру и доверие Ему.

Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Господь!