В 2-й книге Паралипоменон 20:12 читаем: "Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!"

Мы уже рассматривали эту историю ранее, однако, как известно, в Писании заложена бездна премудрости Божьей, поэтому всегда есть что-то новое, что Дух Святой может показать нам. Так что Господь вновь повел к этой уникальной и своеобразной истории, в которой заложены особенные образы. В указанном стихе говорится о том, как Иосафат констатировал факт того, что они не знают, что делать. И если мы с Богом, то это не плохое состояние.

Для человека естественного, не живущего с Богом, такое положение равняется безвыходности или даже обреченности. Но не с Богом. В действительности, ситуация, в которой мы не знаем, что делать, является даже благоприятной для Бога, потому что мы перестаем задействовать собственные силы и переводим взор на Бога, чем и позволяем Ему вступить в сражение за нас и вмешаться Своей силой ради нас, в нашу пользу. Да, это может быть сложно для плоти, но хорошо для духа и для исходящей из него силы веры, которая при таких обстоятельствах получает возможность проявить весь свой потенциал.

Итак, они не знали, что делать, поэтому обратили свой взор на Господа. Фактически, это и было тем, что от них требовалось. Так что когда мы не знаем, что делать, тогда нам нужно обращать свой взор на Господа, обращаться к Нему, потому что именно это нам и следует делать, когда мы не знаем, что делать. И в таком случае было бы хорошо поступать так, как говорил один проповедник: не двигаться и не действовать никак, пока не будем знать точно, как нам следует это делать -- другими словами, пока мы не получим водительство от Бога.

Следовательно, когда мы не знаем, что делать, нам нужно не расстраиваться по этому поводу, но продолжать доверять Богу, обращаясь к Нему за водительством, потому что Он знает, что делать, и делать всем. Так что нам следует просто взыскать Его водительства и довериться Ему в том, что если или когда от нас потребуются конкретные действия, Дух Святой откроет нам их, как это было в этой истории с Иосафатом, когда Дух Божий сошел на Иозиила и дал им инструкции к действию. После их получения их нужно исполнить беспрекословно, чтобы обрести успех и победу.

Поэтому, еще раз: когда мы не знаем, что делать -- в этом нет ничего страшного или печального, так как это значит лишь то, что нам нужно просто продолжать доверять Богу и получить Его водительство. Вот и все. Вот и вся суть ситуации. И Господь всегда знает, что делать, так что Он укажет нам выход, который Он приготовил для нас. У Него был конкретный выход для Иосафата, и через Духа Святого им были даны указания относительно их действий в общем плане действия Божьего. Они послушались и были благословлены. Это все, что нужно и нам для победы и благословения успехом: доверие и послушание, -- и для плоти иногда это может быть особо трудно, особенно когда она не понимает, что происходит и почему. В такие моменты нам нужно помнить, что мы и не призваны все понимать, иначе бы мы все понимали. Поэтому, вместо того, чтобы все усложнять, нам нужно просто доверять, ведь это все, что нужно от нас Богу, чтобы Ему иметь возможность сражаться за нас.

Вместе с этим, стоит заметить, в какой момент это множество восстало на Иосафата. Хотя 2Пар.19:2 и говорит о том, что на него Господь гневался за то, что он помог нечестивому, что гипотетически можно предположить основанием для происшествий главы 20, все-таки больше вероятно, что описываемые события с этим не связаны, так как больше акцентируется на всем том хорошем, что сделал Иосафат: он истребил идолов, призывал к правосудию суддей, взыскивал Бога и обращал свой народ к Богу, на Его пути. Именно после этих происшествий, когда Иосафат объехал всю свою землю с целью обращения народа к Богу, начинается глава 20 словами: "После сего..." Это множество не собралось сразу же после того, как Иосафат возвратился от помощи царю Израильскому, но именно после того, как он навел порядок в своей стране.

О чем это говорит? Для меня это есть указателем просто на то, что это множество восстало на Иосафата как результат активности вражеских духовных сил как противления тому, что он делал. С точки зрения Божьего пути, он все делал правильно, не только стремясь самому угождать Богу и следовать Его повелением, но и стараясь обратить народ свой от идолов. Конечно, врагу, князю мира сего, это не нравилось. Поэтому, пришло противление. Да, нам известно много случаев, если не большинство, когда на Израиль приходили другие народы по причине того, что они провинились перед Богом. Однако здесь иной случай: они наоборот обратились к Богу, а наказание приходило за то, что они отступали от Его путей.

Поэтому, продвигаясь с Богом по тому пути, по которому Он нас ведет, мы можем встречаться с противлением, которое лично к нам самим не имеет никакого отношения -- в том смысле, что это не будет результатом наших личных погрешностей, промахов и/или недоработок. Это будет просто противление тому, что мы делаем с Богом и что Бог дает через нас, так что мы должны быть готовы. И готовы не в том смысле, что ожидать чего-то неблагоприятного, но в том, чтобы быть твердыми и мужественными, понимая, что ни одно орудие, направленное против нас, не будет успешно (Ис.54:17)! Нам нужно знать, кто мы и Кто стоит за нами. Ведь все делатели Божьи встречались с противлением -- в этом нет ничего особенного. Однако они побеждали и все преодолевали силою Возлюбившего нас. Это же можем и мы в том же самом укрепляющем Иисусе Христе. Так что нечего бояться или переживать -- переживем и, более того, выйдем победителями, которым все посодействует ко благу.

И это данный пример тоже превосходно иллюстрирует. То множество собралось на Иосафата, чтобы причинить ему вред и доставить убыток, а получилось наоборот -- они только принесли ему свою добычу и улучшили материальное состояние его как царя и всего народа Иудейского, ведь они три дня забирали добычу! Кому бы понравилось три дня получать зарплату и не одноразово, а весь день? А как насчет того, чтобы принимать на своем счету приходящие деньги на протяжении целых трех дней беспрерывно? Это звучит как открытые окна небесные. Но именно так это было для Иосафата и его народа в этой истории. 

В этом имеем отчетливый пример, в котором мы можем ясно увидеть, как Господь обращает все во благо, направляя все в нашу пользу к тому, чтобы даже улучшить наше положение, а не ослабить его. Вот как действует Бог, и вот на что могут рассчитывать все служащие Ему -- доверяющие и повинующиеся Ему. Так что если что-то и противиться, то это было допущено Богом только для того, чтобы обеспечить основание для перевода богатства нам, которое приходит как компенсация, чем и улучшает наше прежнее положение, делая его лучшим и более величественным. И конечно же, это действительно тогда, когда человек находится на Божьем пути послушания и доверия Господу.

И наконец, стоит обратить внимание на действия Иосафата, когда он не знал, что делать. Когда мы не знаем, что предпринять в естественном, следует предпринять духовное. Реакция Иосафата на пришедшие новости была мгновенной и четкой: он обратил свое лицо, чтобы взыскать Господа, и объявил пост по всей своей стране. Он предпринял духовное действие -- взыскал Господа, и подкрепил это свое действие постом, который должен был поспособствовать их способности принятия ответа, водительства от Бога. И потом все собрались на совместную молитву, во время которой и получили Божий ответ. Создается впечатление, что Иосафат задействовал все возможные и доступные для него в Ветхом Завете (далее -- ВЗ) духовные способы, способы духовного сражения, которыми были молитва и пост. 

Конечно, в Новом Завете (далее -- НЗ) мы имеем больше способов, или лучше сказать орудий -- мы имеем всеоружие Божие и Кровь Агнца, которая свидетельствует о нашем искуплении, и Великого Ходатая НЗ -- нашего Первосвященника Иисуса и власть Его Имени, поэтому мы не ограничены только постом и молитвою. Это были средства Иосафата, так как это были главные доступные человеку средства ВЗ, однако это не говорит, что мы обязательно должны поступать так же. Однако это дает нам пример того, что когда мы не знаем, что делать еще, нужно делать то, что мы уже знаем. 

Другими словами, перед тем, как думать, к чему еще можно перейти и что еще можно сделать, нужно сделать все то, что мы уже знаем. Для Иосафата это были пост и молитва, во время которых они получили водительство. Однако это было не все, что принесло им ответ. Во время поста и молитвы они получили указания от Бога, но именно их послушание со славословием привели их к победе и ввели в триумф. Через молитву они обрели водительство, через хвалу они вошли в победу. Так что можем говорить о том, что нам есть, что делать в духовном, даже когда мы не знаем, что делать в физическом.

Итак, нам нечего бояться или страшиться, беспокоиться или тревожиться, печалиться или расстраиваться, потому что с нами -- Бог Всемогущий, Который всегда знает, что делать, и как это сделать лучше всего. Поэтому, нам нужно просто полагаться на Него и доверять Его силе, Его верности, которые не позволят никакому ужасу даже приблизиться, но наоборот, только отдалят и будут держать его подальше от нас (Ис.54:14). И при всем этом мы можем взирать на воздаяние, на награду и на компенсацию, которую Господь гарантирует нам за всякое стеснение и дискомфорт. Так что то, что пыталось стеснить, только поспособствует расширению; и то, что пыталось причинить вред, споспешествует укреплению; а пытающееся остановить и удержать поспособствует продвижению и повышению, потому что именно так проявится сила Божья, обращающая все во благо для любящих Господа и призванных по Его изволению.

Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Господь!