В Ев. от Марка 11:23 написано: "Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет".  Обратимся к значениям греческого слова, переведенного как "вера".

Согласно словарю Стронга, в этом месте Писания употреблено слово "πίστις (pistis)", которое значит:  "вера, верность, доверие, убежденность, удостоверение". Кроме этого, в словаре Дворецкого приведено также еще такое значение: "уверение, подтверждение, доказательство". На основании этого последнего пояснения этого слова можно увидеть, что вера -- не является абстракцией, витающей в воздухе и ни на чем не основывающейся. Да, вера не связана с чувствами, однако часто это учение о том, что вера не имеет под своими ногами ничего естественного, физического, материального, создает не совсем верное впечатление о ней, как будто нам нужно поймать неуловимое и ухватиться за непонятную абстракцию. Но на самом деле, вера -- это совершенно конкретное состояние, а в духовном -- также и сила, которая стоит на прочном основании подтверждений и доказательств. 

Чтобы проиллюстрировать это, обратимся вновь к часто используемому нами примеру суда. Судья, рассматривающий дело, не был очевидцем произошедшего. Он не знает, как и что произошло. Поэтому, стороны рассказывают каждый свою версию, которую и должны доказать. Если какая-либо из сторон свою версию не сможет доказать, не представив доказательства или представив недостаточные доказательства, тогда судья не поверит этой стороне. Эта сторона не сможет убедить судью в своей версии обстоятельств дела, потому судья примет решение на основании других данных, которые показались ему достаточно убедительными в том, чтобы поверить, что все произошло именно так, как рассказала та сторона, которая смогла привести достаточные и действительные, и допустимые доказательства. 

На этом примере можно увидеть, как в этом процессе ключевую роль в решении дела играет вера -- вера судьи сторонам, ведь решение будет принято в пользу того, кому судья поверит больше. Ведь судья не был очевидцем происшествий, но свое виденье о них формирует на основании поданных суду доказательств. Если показания стороны не будут подкреплены доказательствами, у суда не будет основания для веры в представленную стороной версию хода событий. При этом показания свидетелей есть прямым доказательством. И если свидетель был непосредственным очевидцем событий, то его показания будут считаться доказательствами, полученными из первичного источника. Потому слова тоже есть доказательствами, если они произнесены перед судом под присягой и не были опровергнуты другими доказательствами, говорящими сильнее и убедительнее, чем слова свидетеля. При этом часто только из слов свидетелей и можно черпать доказательства, ведь иных может и не быть.

Исходя из этого, можем увидеть, почему Писание говорит, что вера -- от слышания слова Божьего (Рим.10:17), ведь она не возникает на пустом месте, ей нужно крепкое и прочное основание, чтобы сформировать убеждение в отношении отсутствия или существования той или иной реальности. И чтобы поверить, что все именно так, как сказано, слово должно быть для веры убедительным. По этой причине Бог и использовал клятву, чтобы удостоверить Авраама в истинности Своего слова и обещания. Клятва на крови была для Авраама достаточным доказательством истинности Божьего слова. По этой причине он и поверил Богу (Гал.3:6).

На основании приведенного примера можем увидеть и смысл сказанного в Писании о том, что если вы не верите, то вы не удостоверены (Ис.7:9). Это значит, что вы не можете поверить, потому что вы не воспринимаете имеющиеся фактические данные как достаточные для того, чтобы сформировать ваше убеждение в истинности того или иного факта. В отношении веры в слово Божье это значит, что его людям не достаточно, чтобы стать убежденными, что все именно так, как сказал Бог.

Однако слово -- это не единственное доказательство, на которое Бог предлагает нам опираться. Как говорил Иисус: "Если не верите словам, верьте делам (Ин.10:38)". Да, есть то, чего мы не видим в отношении Бога. Верно и то, что и Самого Бога мы не видим. Однако наша вера в Него все же не основывается ни на чем и не возникает на пустом месте. Во-первых, у нас есть слово Божье, свидетельствующее о Боге. Во-вторых, у нас есть народ Израиля, который живет в земле обетованной. Их пребывание там не объясняется никак иначе, как только Библейской историей. В-третьих, у нас есть записанные свидетельства очевидцев об Иисусе и Его земном служении. И если с фактом воскресения фарисеи не захотели согласиться и придумали распространить ложь, то с фактом креста и того, что Тела Иисуса не оказалось во гробе, никто даже и не спорит. 

И это уже не говоря о других существующих доказательствах, которые в большей или в меньшей мере свидетельствуют о существовании Бога. Если для кого-то устройство и функционирование Вселенной все же кажется возможным как возникшее случайно, то когда такой человек попадает в затруднения, то что-то внутри побуждает его все-таки взывать к Богу. Ведь и атеист -- это не человек без веры, он просто считает, что его вера в отношении существования Бога стоит на более весомых доказательствах, опровергающих этот факт. Однако все это забывается, когда человеку срочно нужна помощь, которую человек уже не может предложить. И если все же Бог есть -- а мы удостоверены, что это так и есть, -- то тогда и Его слово -- истинно. А тогда и то, что Бог говорит о Себе и о нас, такая же действительная реальность, как и то, что Бог есть.

Возможно, это кому-то может показаться и так понятным, однако все это приведено для того, чтобы показать, что вера имеет свое основание. Так что если мы верим, то мы стоим на прочном основании доказательств. А если человек не верит, то это значит, что он не стоит на основании доказательств. И в отношении веры в слово Божье человек не стоит на основании доказательств не по причине их отсутствия, а по причине их либо не знания вовсе, либо непонимания -- недостаточного понимания или заблуждения. Вот почему написано, что народ гибнет от недостатка веденья (Ос.4:6), ведь если знания, веденья, нет, то не на чем основывать и веру, а это значит, что она не будет действовать. Но ведь праведный верою жив будет (Рим.1:17), и чтобы жить победоносной жизнью, нужно жить верой, ведь именно вера есть победа, победившая мир, как говорит Писание (1Ин.5:4).

Вместе с этим, пойдем также от обратного. Если мы верим, значит, мы стоим на определенных доказательствах, сформировавших наше убеждение в том, чему можно верить. А поскольку есть доказательства, значит, они подтверждают истинность того, во что мы верим. И если эти доказательства правдивые, тогда то, во что мы верим, истинно -- тогда все и есть так, как мы в это верим. В отношении слова Божьего, то для нас, прежде всего, подкрепляющими его доказательствами в НЗ есть Жертва Христа и пролитая Им Кровь за нас. Таким образом, если мы верим слову Божьему об исцелении, то мы стоим на доказательстве пролитой Крови Иисуса, ведь если она была пролита, а это факт, значит, фактом есть и то, что Слово говорит о результате пролития этой Крови: ранами Его вы исцелились (1Пет.2:24). И так в отношении всего, о чем говорит слово. 

Следовательно, в этом контексте наличие самой веры, основывающейся на фактах, изложенных в слове Божьем, само по себе будет доказательством существования той реальности, в которую мы верим, ведь иначе мы бы в неё не поверили, так как вера не имела бы под собой основания, могущего сформировать у нас соответственную убежденность. А если такая убежденность не сформирована, значит, представленные Богом доказательства не восприняты должным образом. Это такой себе вариант объяснения сказанного в РПБ в Евр.11:1 о том, что вера есть доказательством вещей, которых мы не видим, и убеждением в их реальности. Вера убеждена в определенных фактах, хотя она их и не видела, ведь виденье -- это не единственный источник информации. Люди много не видят, но во многое верят. 

Так что все дело в том основании, на котором мы стоим в своей вере. Если человек не верит слову Божьему, то он не воспринимает серьезно ни слова Божьего, ни Бога, ни не видит/не разумеет представленных Богом доказательств Жертвы Христа и пролитой Им Крови искупления. А если мы верим слову Божьему, то тем самым мы уже свидетельствуем, наша вера свидетельствует о том, что все было и есть именно так, как говорит Бог, тем самым становясь еще одним доказательством того, что в реальности все обстоит именно так, как сказал Бог, как говорит Его слово, хоть мы пока лично могли этого и не увидеть. Однако хорошая новость в том, что реальность обетований Божьих о нас и для нас будет открыта и нашим органам чувств, если мы продолжим стоять на фактах слова Божьего и держаться его истины.

Итак, вера имеет под собою основание, создающееся и подкрепляющееся доказательствами. И в отношении духовного, вера Божия как сила, исходящая от слова Божьего, имеет под собою основание Слова Божьего. А Слово Божье, в свою очередь, подкрепляется делами Божьими, из которых ключевым есть Жертва Христа и Его воскресение, которыми и были приобретены для нас и через которые дарованы нам все драгоценные обетования Завета (2Пет.1:4). Поэтому, стоя на слове Божьем, мы должны воспринимать Его как серьезное доказательство, как свидетельство и показания Бога, которые не могут быть опровергнуты. А это значит воспринимать слово Божье как истину в последней инстанции. А это, в свою очередь, значит, что все есть именно так, как слово и говорит, и ничего иначе не может быть доказано, ведь Писание говорит, что верен Бог, и Он победит в суде (Рим.3:4). 

Поэтому, нам следует понимать, что выбирая верить Богу, мы становимся, мы стоим, на прочном основании слова Божьего и Божьих дел, которое Иисус сравнил с камнем, со скалой. А это значит, что при таком понимании наша вера сможет выстоять и перенести, в итоге таки наследовав обетование долготерпением (Евр.6:12). И мы верим, что время для этого пришло сейчас -- пришло время проявиться и осуществиться слову Божьему в нашей жизни, которое мы приняли, на котором стоим, и на основании которого верим, что имеем все, дарованное нам от Бога (1Кор.2:12, Еф.1:3), ведь это так и есть, потому что так сказал Бог!

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в этом Господь!