В книге Исаии 64:1-4 написано: "¹ О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, ² как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. ³ Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, — горы таяли от лица Твоего. ⁴ Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него". 

Рассмотрим это место Писания в других переводах. Мало того, что они дают свежий взгляд, так еще и помогают отчетливее увидеть некоторые моменты в том, о чем здесь говорится.

Начнем с перевода Современной английской версии (САВ), который говорит: "Разорви небеса на части! Сойди, Господь; заставь горы дрожать. Будь искрой, которая начинает огонь, заставляющий воду кипеть. Тогда Твои враги будут знать, кто Ты есть; все народы будут дрожать, потому что Ты рядом. Твои страшные поступки полностью удивили (или поразили) нас; даже горы дрожат, когда Ты спускаешься. Ты -- единственный Бог, Которого когда-либо видели или [о Котором] слышали [как] о Том, Кто творит чудеса для Своих последователей". Здесь особенно акцентируется на том, что наш Бог есть Тот, Кто творит чудеса для Своих последователей.

Но формулировка этого места Писания мне наиболее понравилась в Новом живом переводе Библии (НЖПБ) (хотя Синодальный, наверное, все же остается наиболее поэтическим): "О, если бы Ты вырвался с небес и сошел! Как горы задрожали бы в Твоем присутствии! Как огонь приводит к тому, что дерево горит, а вода кипит, Твой приход заставил бы трепетать народы. Тогда Твои враги узнают причину Твоей известности (или славы)! Давно, когда Ты спускался, Ты совершал удивительные поступки, которые превосходили все наши самые высокие ожидания (букв."были за пределами наших самых высоких ожиданий"). И как же дрожали горы! Ибо с тех пор, как мир начался, ни одно ухо не слышало, и ни один глаз не видел такого Бога, как Ты, Который действует (букв."работает") для тех, кто Его ждет!" А здесь мне понравилось, как говорится о том, что Бог совершал то, что выходило далеко за пределы самых высоких ожиданий тех, кто ожидал Бога.

И вот интересно, что говорится об ожиданиях и об ожидании Бога. И мне кажется, что это связано, в том смысле, что речь идет не столько о том, что у людей Божьих были какие-то желания и ожидания, а тут являлся Бог и превосходил их, сколько об ожиданиях от Бога, ведь речь идет об ожидании Бога. Это слово, которое в Синодальном переведено как "надеющиеся (на Бога)", в оригинале на иврите значит именно "ожидать, дожидаться". Потому эту последнюю фразу ст. 4 можно было бы перевести так: "Который столько сделал бы (Синод.)/ Который творит чудеса (САВ) / Который действует (НЖПБ) для тех, кто дожидается (или дождется) Его". 

Конечно, ожидание от Бога неразрывно связано с надеждой на Него и с доверием Ему. Однако интересно, как говорится именно об ожидании, что действие Божье, в контексте этого места Писания, превосходит самые высокие ожидания тех, кто ожидает и дожидается Бога. А значит, что есть определенные вопросы, сферы, дела, где Бога нужно дождаться. Да, мы знаем, что обычно Бог ждет нас, однако мне кажется, что суть здесь в том, что когда мы стоим в вере и не видим, как что-либо происходит, то разве внешне это не выглядит, как вроде мы ждем Бога? И разве мы не ждем момента проявления, Его явления? И вот Божьего явления стоит дождаться, потому что оно превзойдет все наши ожидания, так что это будет стоять того. Аллилуия! (Кажется, теперь понятно почему Павел цитировал это место Писания в Еф.3:20 и цитировал его именно в том значении, что Бог может сделать несравненно больше, ведь если так просто смотреть на текст Синодального, то эта связь между этими двумя местами Писания и не очень-то заметна...)

И, как показывают все переводы, явление Божье может быть таким, что содрогнет горы и заставит народы трепетать. А ведь это то, что произошло в истории Израиля. Когда Бог сошел на гору Синай, она дрожала, содрогалась, перед глазами Израильтян. Когда Бог накрыл фараона и его войско водами моря, то все народы задрожали от страха перед этим Богом Израильтян и перед ними самими. Как видим, все, кто затрепещут перед нашим Богом, будут трепетать и перед детьми Божьими, Его служителями и свидетелями, а это все мы, кто служит Всемогущему и Всевышнему Богу, Который заставляет трепетать народы, и мы есть Его посланниками, послами.

Интересно здесь также и то, как звучит просьба к Богу показать Себя Его врагам и дать им знать, что Он -- близко. Ведь иногда, действительно, кажется, что люди ведут себя так, как вроде Бога нет или Он далеко и не знает ничего, или спит, или дремлет... Но так может казаться только до поры до времени, пока Он дает время на покаяние. И если это время не будет использовано для покаяния, то Бог нагрянет так на всех Своих врагов и противников, на творящих зло и беззаконие, что они будут чувствовать себя так, как будто под ними дрожит земля, пылает огонь и кипит вода!.. Ведь Он -- Бог Всевышний и Всемогущий, Который творит чудеса, выходящие за рамки самых высоких ожиданий Его последователей, надеющихся на Него и ожидающих Его действия, но и Который наводит страх и ужас Своими делами на всех Своих противников.

Да, Бог благ для всех, кто призывает Его Имя, кто почитает Его и служит Ему; однако Он также и справедлив. И явление Божьей справедливости может быть таким, что заставит всех беззаконных содрогнуться -- дрожать и трепетать от действия Божьего. Аллилуия! Однако всем служащим Богу такое Его действие, Его явление, только в радость, потому что оно в нашу пользу, служит нашему же благу, как и явление Бога в Египте при исходе было в пользу Израиля, но ужасом для поработителя и притеснителя египетского.

Итак, мы служим Богу, Который творит то, что превосходит, что выходит далеко за пределы, наших даже самых высоких ожиданий. Однако, чтобы пережить такое явление Божье, иногда нам нужно дождаться Его, дождаться такого Его действия -- выстоять до конца, как Авраам, пока не получим обещанное. Но при этом нам нужно помнить и о нашей части, чтобы и ожидание воспринимать правильно, ведь это не время бездействия или, тем более, не время вопить к Богу, а время, чтобы "простирать жезл" -- отдавать приказы от Имени Иисуса и высвобождать к действию Ангелов и силу Божью с нашей стороны. И Господь обязательно сойдет, Его явление обязательно придет, настанет, и если понадобится, Господь явит Себя так, что заставит горы содрогнуться, а противников Бога и Его избранных -- трепетать от страха действия и дела Божьего. Вот такой наш Бог, и нам нужно не забывать, какому Богу мы служим, а мы служим Богу Всевышнему и Всемогущему. Аллилуия! 

Поэтому и смотреть на все мы можем и должны с этой точки зрения действия Божьего, ведь для Него ни один народ, ни тем более человек не есть проблемой, и нет ничего невозможного для Него. Он -- Творец, и Он может расплавить и переплавить горы... Так что нам нужно взыскивать Бога и того, что Он может со всем этим, происходящем в мире, сделать, и молиться, и использовать свою духовную власть в том, чтобы Господь явил Себя. И Он явит. Слава Господу! И если понадобится, поколеблет землю, но исполнит Свой план. И нас это должно радовать, ведь действие Божье приносит благо и есть в пользу всех, кто Ему служит.

Аллилуия! Слава Богу!

Как чудесен наш Бог! Как чудесны и удивительны (поразительны) Его дела! Аллилуия!

И пусть Дух Святой поможет нам в исполнении нашей части, аминь!