Полное название этой статьи я бы сформулировала так: "Правильное отношение к достижениям (человеческим), или Достойное (т.е. то, что достойно) похвалы перед Богом"

В книге Иеремии 9:23-24 читаем:

23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.

24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.

Казалось бы, идея нам знакомая -- Павел писал о том, что "хвалящийся хвались Господом" (1Кор.1:31), да и сам он говорил, что не будет хвалиться, чем бы мог, но может похвалиться лишь своими слабостями. Очевидно, что он был знаком с этим местом Писания (в сносках к 1Кор.1:31 указано, что цитируется Иер.9:24). И вот оно расшифровывает нам, что же значит хвалиться Господом. Конечно, в это может включаться и свидетельство о том, что Бог сделал для нас в нашей жизни и через нас. Однако что касается нас, то единственное, что Господь считает таким, чем бы мог человек похвалиться -- это своим познанием Господа.

Для лучшего понимания текста, как обычно, обратимся к другим переводам. Они передают это место Писания практически одинаково, потому остановимся только на наиболее полном Расширенном переводе Библии (РПБ): "Так говорит Господь: «Пусть тот, кто мудр и умел, не хвастается своим пониманием; пусть тот, кто силен и могущественен, не хвастается своей силой; пусть тот, кто богат, не хвастается своим [временным удовлетворением и земным] изобилием; но пусть тот, кто хвастается этим, хвастается тем, что он понимает и знает Меня [и признает Меня, и почитает Меня как Бога, и осознает (распознает) без всякого сомнения], что Я -- Господь, Который практикует любящую доброту, справедливость и праведность на земле, ибо Я радуюсь этим (или этим Я наслаждаюсь, это восхищает Меня)», -- говорит Господь".

По моему мнению, тут более отчетливо передано отношение Бога ко всему тому, чем привыкли хвастаться люди. Это с человеческой точки зрения достойно похвалы знание и умения -- высокая квалификация; это с человеческой точки зрения сила мужественных и их подвиги достойны похвалы; это с человеческой точки зрения богатство есть достижением, которое дает им повод хвалиться, но не с Божьей. Для Бога это все -- ничто, или как написано: ничтожество и пустота (Ис. 40:17, 41:29). Ведь Он обладает всевозможными знаниями и мудростью, а потому может наделить необходимым знанием кого угодно; Он -- Всемогущий, а потому Своей силой может сделать для человека или через человека все, что захочет; Ему принадлежит все серебро и все золото, Он владеет всей Вселенной, а потому может одарить богатством и отдать хранимые во тьме сокровища любому, кому посчитает нужным. 

Иначе говоря, ничто из этого -- ни человеческая мудрость и знания, ни человеческая сила, ни богатство не впечатляют Бога. Как Бога можно впечатлить человеческой силой, если по сравнению с Божьей она ничего не может? И разве мирское богатство может произвести на Властелина мира впечатление? И как ограниченные человеческие знания приведут в восторг Бога, Который знает все? Очевидно, что никак. По этой причине все это, что считается достойными человеческими достижениями, перед Богом и для Него -- ничто, не важно и не имеет никакого значения, и тем более Его не впечатляют. По этой причине Он и говорит: "Эй, ребятки, это не то, чем можно похвалиться предо Мной".

Так если это все не впечатляют Бога, тогда почему впечатляют нас? Хотя все очень просто: если человеческие достижения продолжают нас впечатлять, значит, мы продолжаем смотреть на это чисто по-человечески. Ведь для людей это имеет значение, людей впечатляют знания, мужество и богатство. И в последнее время, кажется, богатство впечатляют более всего... Однако это не способно произвести никакого впечатления на Бога. Это не то, чем перед Ним можно было бы похвалиться. А потому и все, кто будут смотреть на человеческие достижения духовными глазами, как Бог смотрит, то точно также не будут впечатляться и восторгаться тем, чего достиг человек своими силами, приобретя знания, совершив подвиг или накопив великое богатство. 

И кажется, что именно так и смотрели на всех и на все пророки в ВЗ. Например, когда Илью Бог послал к Ахаву, к царю, к самому сильному и богатому человеку в Израиле, в руках которого была сосредоточена вся власть, то как Илия с ним говорил? Благоговейно ли? Совсем нет! А кажется, что даже без особого уважения, ведь он прямо заявил ему, что это он и дом отца его смущают Израиль и вводят его в заблуждение (3Цар.18:18). И пророки не имели лицеприятия ни перед кем. Они говорили то, что Бог им сказал. Они обличали без какого-либо "раболепствования" перед "сильными мира сего". И хотя иногда и могли пострадать от их руки, все же они не оказывали лицеприятия и тем более не были впечатляемы их силой и, соответственно, не выражали им никакого своего восторга.

А что нас приводит в восторг? Что нас впечатляет в человеке? Его мудрость, знания, умения, богатство? Если только это, тогда этого мало. Должно быть что-то еще, что и является самым важным, а для Бога и вовсе единственно важным -- это личное познание Его. При этом на основании сказанного в РПБ можем сделать вывод о том, что Бога радует или даже на Него производит впечатление доброта, справедливость и праведность. Иными словами, Бога впечатляет, когда человек творит добро и справедливость и старается поступать правильно. Вот что для Бога важно. Но прежде всего для Него имеет значение то, насколько человек стремиться к познанию Его. А человек, который приближается к Богу, не может действовать никак иначе, кроме как являть милость, творить добро, отстаивать справедливость и стараться во всем поступать правильно. Ведь это то, что в характере Бога, а приближающийся к Богу будет перенимать это у Него, будет стараться подражать Его и поступать так же. По сути, это то, что Писание даже наставляет нас делать -- подражать Богу (Еф.5:1).

Но прежде всего, Бога впечатляет познание Его. А потому наличием познания Бога и Его путей -- это единственное, чем человек может похвалиться перед Богом. Это самое важное и самое главное, что в Божьих глазах достойно похвалы. Конечно, это познание тоже может дать только Бог, однако в Царстве Божьем тот, кто ищет, находит. Так что человек должен устремиться к познанию Бога и к развитию с Ним взаимоотношений, чтобы обретать это познание Бога и Его истины. И вот именно и только это, прежде всего, и впечатляет Бога, только это способно произвести на Него впечатление, ведь именно это устремление к познанию Его и радует Его, прежде всего, и приносит Ему удовольствие, наслаждение.

А ведь если мы и сами порассуждаем, что будет нам приятно -- когда людям будем интересны мы сами, наша личность, так что они захотят ближе нас узнать по этой причине своего искреннего интереса, или когда им будут интересны наши достижения знаний, силы, богатства, чтобы они могли получить из этого себе выгоду? По-моему, очевидно, что первое -- нам приятно, когда люди искренне интересуются нами без каких-либо корыстных мотивов, а не когда за их интересом стоит меркантильный расчет выгоды.

Интересный комментарий толкования Далласской семинарии к этому месту Писания: "Лишь одно есть на свете (Так говорит Господь! Стих 23) чем можно и нужно хвалиться: это близкое познание Его (словам разумеет и знает в стихе 24 соответствует евр. йада, имеющее именно такое значение; толкование на 1:5), Который творит на земле… милость (евр. хесед означает любовь, обещанную Богом людям, с которыми Он вступил в завет), суд (евр. мишпот имеет широкое значение справедливого управления) и правду (здесь шедаках – "праведность"; слово выражает идею соответствия "стандарту", норме – предполагалось, что на Божии "нормы" должны были ориентироваться израильтяне)".

Стоит обратить внимание на то, что слово иврита значит именно близкое познание Господа. Следовательно, речь идет даже не о богословском образовании, где люди знают много о Боге (или, по сути, знают много теорий о Нем), но именно о близком и личном познании Бога. А когда мы кого-то знаем лично, знаем близко, то тут уже нет места теориям. Ведь у нас нет теорий в отношении того, какие наши родители, дети, друзья -- мы просто знаем близко этих людей, и часто настолько, что можем даже прогнозировать их реакцию на то или иное. И это знание мы обретаем из личных взаимоотношений, из того, что проводим много времени с этими людьми.

Точно так же обретается познание и Бога -- не через теории, а через проведение с Ним в Его слове и в молитве времени, в котором мы и открываемся для Духа Святого в том, чтобы Он мог открывать нам Бога, Его характер, Его пути, Его истины. И чем больше мы будем проводить время с Богом, т.е. чем дольше мы будем практиковать то, что будем уделять и отделять качественное время для Бога, тем ближе к Нему мы будем становиться, тем больше будем обретать познания Его и тем лучше будет наше доверие, и тем крепче и тем ближе будут наши с Ним взаимоотношения. 

А особенные взаимоотношения обычно приносят и соответственные привилегии, скажем так, или преимущества. Имеется в виду, что муж жену, а жена мужа будет слушать не так, как сторонних людей; дети могут попросить у родителей и получить от них то, чего никто другой из чужих им бы не дал. А все потому, что есть определенные взаимоотношения, которые ставят людей в это особенное положение перед друг другом, так что они слушают друг друга так, как никого; выполняют пожелания друг друга, помогают друг другу и т.д. и т.п. так, как никому больше, потому что никто больше не есть столь же близким, а потому и не имеет такого же значения. По этой же причине люди и хотят заводить связи, чтобы они тогда могли воспользоваться этими взаимоотношениями. И сейчас это считается чуть ли не самым важным капиталом -- связи, которые порой могут больше, чем просто деньги, но в то же время, приобретаются дешевле и иногда легче, проще, ведь стоят всего коммуникабельности.

Так что когда мы имеем близкие взаимоотношения с Богом, то уже и мы стаем для Бога особенными в силу этой духовной близости. И тогда Он слушает нас и отвечает нам так, как не будет отвечать иным, которые далеки от Него. И все дело будет в этих близких взаимоотношениях. И вот интересно, что наше такое особенное отношение к Богу, когда мы устремляемся к познанию Его, делает и нас для Него особенными, вызывает и у Него особенное отношение к нам. А особенное Божье отношение, которое еще называется Его "благоволением" -- это все. Это все, потому что благоволение Божье способно дать нам все. Как сказал Артаксеркс Есфири в своем благоволении к ней: "Проси всего, чего пожелаешь" (Есф.5). Вот и приходим к тому, будет ли Бог исполнять желания... И из уст помазанника Божьего Давида нам дается даже однозначный ответ: "Ты дал ему (царю), чего желало сердце его, и прошения уст его Ты не отринул" (Пс.20:3-4). 

Однако в Пс.36:4 говорится сначала утешаться Господом, и тогда Он исполнит желания сердца. А потому можно предположить, что Бог расположен исполнять желания сердца именно тех, кто приближается к Нему, утешается Им и имеет с Ним эти близкие отношения духовного общения и поклонения Ему. Так что если кто не получает никак исполнения желаний от Бога, то может стоит проверить, насколько этот человек близок с Богом в своем познании Его лично и во взаимоотношениях с Ним?.. И это не говоря о том, что близкие взаимоотношения с Богом будут оказывать на нас влияние, определяя наши желания и устремления, так что у тех, кто имеет личное и близкое познание Бога, и желания сердца всегда будут соответствовать воле Божьей, в то время как далекие от Бога могут иметь и такие же далекие от Его воли желания, которые, ясное дело, Господь не станет исполнять.

Поэтому, нам как духовным и духовно зрелым нужно иметь это правильное отношение к достижениям человеческим, ведь они не впечатляют Бога, а потому не должны приводить в дикий восторг и нас. Нам нужно иметь правильные приоритеты и понимать важность того, что является первостепенным, а это духовное состояние человека и его положение перед Богом. Так что и производить впечатление на нас должны не человеческие достижения, которые ничто для Бога, но уровень духовного познания Бога и Его путей этим человеком -- именно это, а не что-либо иное, и должно вызывать у нас восторг, уважение и расположение. Конечно, человеческим достоинствам знаний и силы и прочего свое место, однако мы должны осознавать, что есть первостепенным и самым важным, и по-настоящему достойным похвалы. 

И если мы имеем близкое познание Бога, тогда у нас есть, чем похвалиться! И если среди окружающих никто больше не может похвалиться таким же глубоким познанием Бога и такими же близкими отношениями с Ним, то тогда только мы и можем хвалиться! Тогда только у нас и есть то, чем по-настоящему можно похвастаться и что достойно похвалы Божьей! Так что это мы можем хвастаться своим особенным положением перед Богом, и пусть другие впечатляются этим, а не мы впечатляемся чьим-то умом и богатством... И конечно, в этом нам нужно не превозноситься, ведь, как написано, кто стоит, берегись, чтобы не упасть, ведь все в нашей жизни есть благодатью Божьей (хотя нам следует и понимать свое достоинство и действовать в его осознании, чтобы те, кто ничто перед Богом, не вылезли на голову, хвастаясь своими ничтожными перед Богом достижениями). Однако мы должны понимать, что достойно похвалы перед Богом, а потому не впечатлялся самым внешним, понимая, что большее и важнейшее значение имеет внутреннее. И если мы имеем это внутреннее, то мы должны и вести себя соответственно, как пророки, не оказывая лицеприятие и не придавая лишнего значения тому, что перед Богом и вовсе ничего не значит.

И да поможет нам в этом Господь! Аминь.

Аллилуия! Слава Богу!