В Ев. от Луки 1:30 читаем: "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога". В этот Рождественский период мы вновь обращаемся к истории Рождества, и вновь Дух Святой обращает внимание на некоторые новые аспекты. В этом стихе Ангел приветствует Марию и говорит ей, что она обрела благодать у Бога. Так часто мы говорим о благодати и просим у Бога благодати, но понимаем ли мы до конца, что это значит? Хотя до конца, наверное, и не поймём, пока не придем на небо, где будет доступна вся полнота знания и понимания...

Часто благодать воспринимается как нечто абстрактное или как просто помощь и поддержка от Бога, и Господь, действительно, помогает нам по Своей благодати. Однако это далеко не все, что несет в себе благодать. С одной стороны, в контексте спасения благодать воспринимается как незаслуженный дар от Бога, и это верно. Однако это справедливо не только в контексте спасения. И на примере Марии мы можем увидеть, что благодать от Бога имеет конкретное выражение в жизни человека.

Она обрела благодать у Бога, и что было следствием? Она была избрана стать Матерью Иисуса, Мессии, Сына Божьего. Это не просто была благая участь растить Сына Божьего, но это позволило ей занять и особенное место в Царстве Божьем, и хотя протестанты не обожествляют Марию так, как католики и православные, всё же все её уважают и почитают. Потому Мария не просто вошла в историю христианства и человечества, но вошла со столь важной и почетной ролью той, через которую Рождество и совершилось. Комментарий Женевской Библии говорит о том, что она удостоилась особой чести от Бога, так что благодать принесла ей особую честь от Бога и уважение от людей. В конце концов, она --великий пример веры для всех нас, ведь она поверила одному слову от Бога, хотя это слово и было о невозможном. И в какой-то мере это тоже был для неё дар от Бога -- иметь Сына, да еще и столь славного.

Это показывает, что благодать от Бога не просто есть незаслуженным даром, но она имеет совершенно конкретное влияние на жизнь человека и выражается в обретении им духовных и материальных благ. Для Марии стать Матерью Мессии было духовным благом, её почетное и уважительное положение, которым она пользуется среди всех христиан можно тоже в определенном смысле считать благом, её известность в истории благодаря Иисусу тоже можно считать благом, в конце концов, дары, которые принесли Младенцу волхвы, тоже были определенным благом, которым распорядились Иосиф и Мария. А этих даров, кажется, было достаточно, чтобы сделать их богатыми (некоторые даже считают, что миллионерами), и в этом тоже можем увидеть чудесное обеспечение Божье для Его Сына, пришедшего в мир. Так что Бог не послал Марии Сына Божьего, чтобы она сама своими силами Его растила, еле сводя концы с концами, но дал ей также и Иосифа, а им обоим -- дал необходимое материальное обеспечение, чтобы обеспечение Ребенка не легло на их плечи гнетом. Таким образом, Бог-Отец позаботился о содержании Своего Сына на земле -- по крайней мере, на определенное время.

Потому мы видим, что благодать от Бога -- это не абстракция, но она приносит, прилагает человеку определенные духовные и материальные блага. И да, это незаслуженно, т.е. не по делам, но по вере. И величайшая благодать Рождества -- это, конечно же, спасение и дар жизни вечной (и это тоже реальное духовное благо, которое принесла нам благодать Божья), однако не только это. Благодать от Бога приносит и определенное социальное положение, а также почет и уважение, и обеспечение, и делает имя известным и выдающимся, и она дает способность исполнить свою часть в Божьем плане. 

И как еще один великий пример благодати от Бога вспоминается Есфирь: она стала царицей по благодати, она смогла исполнить свою миссию по благодати, она по благодати Божьей каждый раз в её истории находила благоволение в глазах царя, из-за которого царь был готов ей подарить даже полцарства. И здесь тоже благодать ей дала определенное социальное положение, и самое высокое -- царица; благодать дала ей мудрость, как склонить царя на свою сторону и наказать Амана; благодать сделала её богатой (царь отдал ей имущество Амана); по благодати она исполнила свою миссию спасти свой народ от гибели и вошла в историю -- в общем, благодать, благодать, благодать... Все по благодати Божьей, хотя в книге это и может выглядеть так, что все как будто бы просто так происходило. 

И в этих примерах мы можем проследить еще одно: благодать была дана им для определенной цели и действовала в определенной миссии -- в контексте исполнения Божьего плана для каждой из них и через них. Есфирь обрела благодать от Бога, которое принесло ей и благоволение царя, чтобы она стала царицей, чтобы потом спасла свой народ. Мария обрела благодать стать Матерью Спасителя человечества. И все они были просто избранными сосудами в Божьем плане. Так что это было для них благодатью и стать именно такими сосудами, через которых Бог совершил столь великие дела.

И в этой истории Марии хочется обратить внимание на еще один аспект, который раскрывается в переводе Месседж. Во всех переводах, в основном, говорится, как и в Синодальном, что Мария обрела благодать или благоволение у Бога или от Него. И мы знаем, что благодать часто определяют как незаслуженное благоволение. Толковые словари определяют благодать еще как "благоволение, добро, помощь, исходящие – по религиозным представлениям – от Бога, ниспосланные им; устар. благо, добро, благополучие; состояние удовлетворенности, душевного покоя; состояние природы, окружающего мира, вызывающее у человека чувство покоя, умиротворенности, блаженства; перен. разг. изобилие каких-л. материальных благ; исключительно благоприятные условия жизни, деятельности в сравнении с общераспространенными" (толк. словарь Ефремовой). 

Потому можем говорить и о том, что благодать от Бога приносит нам добро, исходящее от Бога, которое имеет конкретное выражение в ответах на наши молитвы, например, а также благополучие в жизни; по благодати Господь может наполнить Своим покоем там, где ничто его не несет -- т.е. сверхъестественно посреди бури в мире; благодать, в конце концов, может сотворить исключительно благоприятные условия для жизни -- и все это по вере. Иметь духовное познание -- это тоже благодать Божья, которая открывает истины слова Божьего. А в контексте Божьего обеспечения, то хочется заметить и то, что по благодати, когда Господь что-то нам прилагает, то Он не вешает содержание этого и заботу об этом на наши плечи, но Он Сам заботится и о содержании этого. В случае Марии Бог послал ей мужа, с которым бы она вместе растила Ребенка, но также и обеспечение дарами волхвов, так чтобы содержание Ребенка не пало лишь на плечи Марии и даже Иосифа. 

Однако и это не все. Как я упомянула выше, хотя и большинство переводов говорит здесь о благодати, но не все. Месседж слова Ангела передает так: "...Но Ангел заверил ее: «Мария, тебе нечего бояться. Бог приготовил для тебя сюрприз...". Бог приготовил для Марии сюрприз -- стать Матерью Сына Божьего! И конечно же, это был сюрприз для всего человечества, ведь никто не ожидал, что Царь царей и Спаситель мира, придет в мир вот так... Но это был и личный сюрприз от Бога для Марии, который полностью изменил и определил всю её жизнь в дальнейшем, впрочем, как и всю историю человечества. И если соединить это вместе с тем, что сказано о благодати, то получится, что особенная благодать от Бога принесла ей сюрприз... И столь великий по важности и значимости сюрприз не только для неё, но и для всего человечества!

А исходя из этого, можно предположить, что и сюрпризы и их идея исходит тоже из Библии, ведь Бог был первым, Кто преподнес Свой Сюрприз человечеству в виде рождения Мессии и Спасителя мира. Благодать от Бога принесла всем нам этой величайший сюрприз, но благодать от Бога имеет для нас и сюрпризы поменьше в виде исполнения надежд и осуществления ожиданий, в виде ответов Божьих на наши молитвы и Его решений... Потому то, что Мария обрела благодать у Бога, значило то, что Бог приготовил для неё особенный сюрприз; но и особенная благодать от Бога в нашей жизни несет нам тоже особенные сюрпризы для нас. Так что Господь приготовил для нас сюрприз! И это имеет непосредственное отношение к исполнению плана Божьего для нас и через нас. Только вот нужно еще раз заметить, что сюрприз этот -- это благодать Божья и одно из форм её выражения, а если благодать, значит, нам нужно принять это верой, как и Мария приняла верой свой сюрприз. Ведь в Новом Завете мы все принимаем от Бога по благодати, по вере -- начиная от дара спасения и заканчивая конкретными отдельными благословениями исцеления, защиты, обеспечения и пр.

Итак, история Рождества -- это история о великой благодати и о великом сюрпризе от Бога, как всему человечеству глобально, так и каждому, кто становится причастным к этой истории по вере: для Марии по вере рождение Спасителя стало личным сюрпризом, мы же все стали причастными к истории Рождества через принятие спасения по вере, ведь ради этого, ради нас Иисус и пришёл в этот мир, чтобы и обеспечить нам спасение. Это великая благодать Рождества, и это был великий сюрприз от Бога человечеству, однако на этом все не заканчивается -- благодать Божья продолжает действовать в нашей жизни, чтобы привести в исполнение Божий план для нас и через нас, а это значит, что она будет иметь конкретное выражение в нашей жизни в духовных и материальных благах. И это будут особенные сюрпризы от Бога лично для нас, но они принесут нам исполнение Божьего плана для нас и через нас. Так что Господь приготовил для нас сюрприз! И не один, скорее всего... И этот сюрприз принесет нам исполнение Божьих обетований и всего самого лучшего, приготовленного нам Богом в Его воле, в Его плане для нас и через нас. И это восхитительно и чудесно! И да будет так, аминь!

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части принятия Дух Святой! 

И Господь, мы принимаем исполнение этого слова и сюрпризы Твоей благодати для нас! И мы верим, что мы приняли и имеем, во Имя Иисуса! Аминь!