В книге Исаии 37:32 написано: "Ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное — от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это." Этот стих есть частью известной истории об Езекии и Сеннахириме, и вот он говорит, что ревность Господа Сафаофа выполнит то, что Бог пообещал. И вот стоит немного поисследовать глубже, что же это значит.

Если посмотреть на слово оригинала, то оно также значит: “раздражение, гнев, ярость”. И в этой истории это оправдано и вполне могло иметь место, ведь Сеннахирим позволил себе непозволительную дерзость в отношении Бога Израилева и Езекии, который уповал на Бога. И почему он позволил себе такую дерзость? Потому что он опирался на предыдущий свой опыт и думал, что Бог Израиля такой же, как и боги других народов, которых он поразил. Однако вот он ошибся, ведь с Богом Израиля еще ему не приходилось иметь дело, и Он -- Бог живой, в отличии от идолов языческих народов. И это показывает, почему люди могут вести себя дерзостно -- потому что у них есть какой-то опыт, который они переносят и на Бога и на служащих Богу, однако в этом они очень просчитываются, как и царь Ассирийский не учел силы и власти Бога Живого и напоролся, нарвался, на Его гнев в этом случае.

При том примечательно, каким был здесь ответ Божий: Господь сказал, что дочь Сиона посмеется над ним, ведь Господь вложит кольцо в его ноздри и возвратит назад. Толкование пишет, что известны барельефы, в которых сирийцы ведут пленных, связанных между собой цепями, проткнутыми сквозь ноздри. И вот интересно, что за эту жестокость они не были наказаны судом Божьим, пока не подошли к Езекии. И вот с Езекией и народом Божьим им подобное не то, что не удалось, но Господь сказал, что Он сделает с ними то же, что они делали с другими. 

Хотя они пожали свою жестокость умножившейся, ведь поражение 185 тыс. в стане -- это похлеще "протыкания" ноздрей пленных цепями... А тот образ, что дочь Сиона посмеется, значит, как указывает толкование, на посрамление Сеннахирима и Ассирийцев. Как видим, Богу было мало просто нанести поражение им и заставить их возвратиться, но Он сделал это так, чтобы посрамить их. И так будет всегда -- суд Божий не просто приносит возмездие и наказание, но и посрамление всем, кто осмелился проявить дерзость в отношении Бога и служащих ему. 

И это все показывает, на что способна ревность Господа Саваофа, или Бога Ангельских Армий. Кстати, здесь и это имя Бога употреблено, скажем так, очень удачно, ведь Бог послал Ангела, который поразил армию Ассирийцев. Сеннахирим точно не знал, с кем он имеет дело -- с Богом Ангельских Армий, один Ангел из которой может разделаться за одну ночь с его 185 тыс. воинов. Конечно, это печально, но Ассирийцы пожали то, что они посеяли. Своею дерзостью Сеннахирим вызвал на себя гнев Божий и даже Его ярость (которая заставила Сеннахирима и Ассирийцев заплатить за все причиненное ими зло). И в этом видим, как ревность Господа проявляется в отношении Его врагов.

Однако в отношении служащих Богу она имеет иной оттенок, как бы иную сторону медали. И это мы находим в формулировке Нового живого перевода Библии, который говорит: “Страстная преданность (или посвященность) Господа Небесных Армий сделает это”. Как видим, здесь эта ревность Бога передана через страстное посвящение, преданность, приверженность. И это показывает, как Господь относится к Своему слову и Завету -- Он не то, что полностью, но даже пылко и горячо предан Своему слову и посвящен Своему Завету. И по причине такой посвященности Он и исполнит Свое слово, Свое обетование, Свой Завет. 

Да, Езекии здесь тоже нужно было проявить доверие Богу, однако Господь сказал здесь, что Он будет охранять Иерусалим ради Себя и ради Давида, т.е. ради Его слова и обещания, данного Давиду. Как видим, есть определенные вещи, которые Господь совершает просто ради Себя, ради Своего обещания, и выполняет это ревность Господа, которая обращена яростью к врагам и противникам Бога, но ко всем, служащим Богу -- преданным посвящением Бога Своему Завету со Своими избранными. Так что иногда Господь исполняет Свое слово просто потому, что Он так предан ему… хотя это не исключает и то, что нам следует проявлять доверие Богу, как здесь это сделал Езекия, обращаясь к Богу и не принимая предложения Сеннахирима, идя на компромисс с ним. И мы в этой истории видим, что Господь, действительно, выполнил то, что сказал, да еще и сверхъестественно быстро, и это все есть очередным доказательством Его верности и преданности Своему слову и Завету.

И стоит также заметить и то, как приказал Езекия вести себя с Рабсаком -- не отвечать ему. Иногда дерзость может быть такой, что на неё нам не нужно отвечать словами, а нужно, чтобы пришел Божий ответ. И мы увидели и проанализировали, каков он… Хотя Давид ответил Голиафу на его дерзостную речь теми же угрозами, провозгласив, что он сделает с ним (1Цар.17). Так что тут нам нужно быть ведомыми Духом Божьим, когда отвечать, а когда нет; ведь в любом случае, должен прийти ответ Божий, ответ с силой и властью, ответ в делах, а не в пустых словах, так что слова здесь не очень-то и важны, но суть в том, что сделает Бог и как явится Его сила, продемонстрировав всем, кто есть кто.

Итак, Господь, посылая нам Свое слово, дает его не просто так, но Он связывает Себя этим словом, будучи страстно -- пылко и горячо -- предан и посвящен Своему слову, Своему Завету (и вот почему Он может хотеть исполнить Свое слово даже еще больше, чем мы хотим получить исполнение его; и вот почему Господь может реагировать на сомнения или непослушание так, как реагирует, ведь Он пылко предан слову и Завету, чтобы исполнить его, а потому хочет посвященности и доверия и от служащих ему). И именно эта посвященность Бога и заставляет Бога исполнить Свое слово, грубо говоря; именно по причине неё Он и не может нарушить Свое слово. Однако эта посвященность Бога Своему слову и Завету со всеми нами, служащими Богу, оборачивается Его гневом и яростью на всех дерзостных противников, так что они не только терпят поражение, но и остаются в посрамлении (хотя поражение и влечет за собой посрамление, так что все здесь связано; впрочем, не каждое поражение может быть таким уж постыдным, но вот Бог сделает так, что все богопротивники и позволившие себе дерзость в отношении Бога и служащих Ему потерпят постыдное поражение, т.е. так, чтобы они были посрамлены и унижены из-за своей дерзости, и чтобы больше не превозносились). 

Вот какому Богу мы служим! И такому Богу точно можно и нужно доверять… Так что будем проявлять доверие и посвящение Богу, стоя твердо, смело и уверенно в своей позиции, на слове Божьем, зная, Кто стоит за нами и Кто нас поддерживает, так что ничто и никто не устоит против нас и не сможет удержать нас от исполнения Божьего обетования для нас, от овладения землей обетованной. А если никто не может остановить нас, то никакой человек нам и не указ. Так что нам нужно осознавать свою силу и позицию в Боге, чтобы нам и вести себя соответственно со всеми, согласно этому достоинству избранных Божьих, и да поможет нам в этом Дух Святой!

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам Дух Святой в нашей части, чтобы нам вести себя, и поступать, и действовать соответственно этому слову и пониманию! Аллилуия!

Аминь и аминь!