Суть (смысл) вечной жизни

Источник жизни и её полноты

Начнем с Второзакония 30:19-20. Как мы знаем, здесь говорится о выборе. Но Господь не ставит перед этим выбором в неведении -- Он тут же дает совет:

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,

20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Это показывает нам эту особенную черту, отличительную характеристику Божьего водительства: как только мы встаем перед выбором, Он тут же дает нам Свой совет. Он не оставит нас самих и не пустит все на самотек. И Он не позволит никакой необходимости в том, чтобы сделать выбор, застать нас врасплох. И Он не оставит нас один на один с этой необходимостью принять правильное решение -- Дух Святой тут же готов подсказать нам правильный вариант выбора, посоветовать правильное решение. Дело лишь в том, чтобы нам услышать и послушаться.

И если мы будем рассчитывать на Его совет и будем взыскивать его, тогда мы услышим. И далее нам нужно будет послушаться, отодвинув все домыслы и другие советы, отвернувшись от всех иных чужих голосов, но приняв верою водительство Божье и поступив на его основании. И нам всем есть в чем развиваться в этой сфере того, чтобы быть ведомым Духом Божьим.

Нам нужно стараться слышать и  практиковаться в слушании, пока такой стиль жизни и принятия решений не войдет в привычку. И тогда нам будет легко слышать и слушаться Бога. Как писала Глория: "Если вы привыкнете слышать Его и быть послушными, вы сможете четко услышать направление. Но если у вас нет привычки слушать, то, скорее всего, вы не услышите Его, и даже если и услышите, то не сделаете того, что Он сказал" [Бюллетень, март 2017, с.8].

Теперь пойдем дальше, потому что это не все, о чем говорится в рассматриваемом месте Писания. Теперь стоит остановиться на сути совета Божьего в отношении правильного выбора. Господь говорит: "Избери жизнь". И тут же Он возвещает как это сделать, как её избрать, а именно через то, чтобы избрать Бога. Потому что Бог и есть жизнь -- в Нем она и заложена. И дальше говорится также и о том, что значит избрать Бога, или, другими словами, как это сделать тоже. Таким образом, не остается места ни для какой неопределенности.

Но как же избрать Бога и что это значит? Человек избирает Бога, когда выбирает любить Его и прилепляться к Нему. И следствием такой любви к Богу и такого стремления к Нему будет и желание послушания, которое и будет побуждать прислушиваться к Божьему слову и к голосу Его водительства и исполнять Его повеления.

Но более того, здесь Господь даже не просто дает совет и объясняет, как сделать правильный выбор, но дает еще и обетование за принятие правильного решения. Сказано, что в этом жизнь и долгоденствие в ней; и в этом пребывание на обетованной земле. Другими словами, послушание Богу напрямую связано с тем, чтобы войти во владение обетованным и сохранить пределы своего владения, продолжая им пользоваться и распоряжаться. Потому что уклонение от слова Божьего есть уклонением от Бога, что тут же дает место врагу. Так что если мы желаем не подпускать и близко его к своим пределам, нам нужно всеми силами и всецело держаться Господа, потому что Он -- наша жизнь, и жизнь с избытком.

Это мы видим и в формулировке рассматриваемого места Писания в РПБ: "Я призываю небо и землю в качестве свидетелей против вас сегодня, что я поставил перед вами жизнь и смерть, благословение и проклятие; поэтому вы должны выбрать жизнь, чтобы вы могли жить, вы и ваши потомки, любя Господа Бога вашего, повинуясь Его голосу и держась Его вплотную (близко); Ибо Он - ваша жизнь (ваша хорошая жизнь, ваша изобильная жизнь, ваше исполнение [осуществление]) и продолжительность ваших дней, чтобы вы могли жить на земле, которую Господь обещал (клялся) дать вашим отцам Аврааму, Исааку и Иакову".

Как видим, здесь прямо сказано о том, что мы выбираем жизнь через любовь к Богу, повиновение Его слову и через стремление приближаться к Нему и держаться Его. Здесь говорится и о том, что Господь есть нашей жизнью, и не просто жизнью, но и хорошей, избыточной и изобильной жизнью, в которой мы получаем исполнение и осуществление всего, чего мы только желаем иметь в жизни и получить от неё. И этим выбором мы позволяем Господу исполнить полностью в нашей жизни все то, о чем Он поклялся нам в Завете.

Таким образом, видим, что жизнь и её полнота исходит от Бога. Как говорит НЖПБ, Он есть ключом к нашей жизни и, как мы увидели из РПБ, ключом к жизни с избытком. Поэтому, именно взаимоотношения с Богом, которые строятся на нашей любви и доверию к Нему, приносят жизнь во всей её полноте. Больше ничто и никто другой не дает жизни и, тем более, не может дать её полноту. Следовательно, близкие взаимоотношения с Господом и наполняют нашу жизнь так, что делают её жизнью с избытком, и больше ничто другое не способно дать такое наполнение.

Мир тоже пытается наполнить жизнь. И мало того, что падший человек имеет не жизнь, а существование, так он еще и наполняет его грехом и беззаконием. Они пытаются наполнить свое существование миром, счастьем и радостью, они стремятся к полноте и избытку, но используя заменители, приходят лишь к разочарованию. Потому что никакие средства и впечатления не могут дать того, что дает присутствие Божие и взаимоотношения со Всевышним.

Ведь это то, в чем и как жил Адам. Он жил в живой связи и в близких взаимоотношениях с Богом. Это и было его жизнью. Это и приносило ему наполнение в его жизнь. И, благодарение Богу, Иисус возвратил нас к этому.

И почему именно взаимоотношения с Богом приносят наполнение, полноту, в жизнь? Потому что их наличие говорит о том, что мы любим Господа, а если мы любим Господа, то и прилепляемся к Нему. Это, в свою очередь, говорит о том, что мы стремимся быть послушными Его слову и водительству, а Господь не может вести ни к чему иному, кроме полноты и избытка, и результатом исполнения Его слова будет не что иное, как благословение. Вот как все связано. Но проистекает все, в том числе и жизнь, из Бога, а наполнение в жизнь приходит от взаимоотношений с Ним.

Поэтому, если мы любим Господа, стремимся к Нему и держимся крепко за Него, тогда мы сможем развиваться в близких взаимоотношениях с Ним. И тогда эти взаимоотношения принесут в нашу жизнь наполнение с избытком, исполнив наши надежды и осуществив ожидания, и даже дав нам больше того, о чем мы помышляли, потому что Божий избыток значит то, что намного выше и дальше за пределами наших даже самых высоких мечтаний (Еф.3:20 в РПБ). Но все это проистекает от одного Источника -- от Бога, поэтому и наполнение приносят взаимоотношения с Ним.

Так что каждому человеку, который желает иметь жизнь и хочет, чтобы она удалась, нужно выбирать Бога и стремиться к развитию взаимоотношений с Ним, ведь если он получит близость с Богом, тогда все -- можно считать, что жизнь удалась, потому что вся полнота проистекает от Него и приходит в жизнь через взаимоотношения с Ним. И если мы уже имеем это, тогда можем считать себя счастливыми, потому что такими мы и есть. 

 

Суть (смысл) жизни вечной

Теперь перейдем к Ев. от Иоанна 17:3: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа".

Здесь Иисус прямо раскрывает суть вечной жизни: чем она есть и как её обрести. Иисус сказал, что жизнь вечная заключается в том, чтобы знать единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Вместе с этим, мы знаем, что и обретается жизнь вечная через познание и принятие Иисуса как своего Господа и Спасителя, через Которого и открывается дверь к примирению с Богом живым и истинным.

Об этом говорят и другие переводы Библии. Начнем от наименее отличающегося с текстом Синодального, с перевода Месседж: "Вот настоящая и вечная жизнь: чтобы они знали Тебя, одного и единственного истинного Бога, и Иисуса Христа, Которого Ты послал". Здесь, как видим, говорится о настоящей и вечной жизни. Следовательно, жизнь вечная -- и есть настоящая жизнь, а все, что выходит за пределы её определения -- это не жизнь, а процесс, период существования. Другими словами, все, что не есть Божьей вечной жизнью, не есть жизнью по своей сути. Остается только определить суть жизни вечной -- той Божественной жизни, которой Господь дал нам жить. И она раскрывается в этом месте Писания -- чтобы знать Бога.

НЖПБ формулирует эти слова Иисуса так: "Вот путь того, как иметь жизнь вечную -- знать Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Христа, Которого Ты послал на землю". Как видим, здесь акцентируется именно на пути обретения вечной жизни, которым есть только Иисус, только принятие Его Мессией и Спасителем, и через Него -- обретение познания Бога истинного.

Вот о чем говорит РПБ: "И вот вечная жизнь: [она означает] знать (воспринимать, признавать, познакомиться и понимать) Тебя, единственного истинного и настоящего Бога, и [также] знать Его, Иисуса [как] Христа (Помазанного, Мессию), Которого Ты послал". В этом переводе говорится прямо о том, что же значит жизнь вечная и в чем она заключается -- в том, чтобы знать живого Бога, воспринимать Его единственным истинным и признавать Его таковым, познакомиться с Ним и обретать понимание Его характера.

Вместе с этим, в этой последовательности описания видим и стадии приближения человека к Богу: сначала нужно узнать о Боге живом, чтобы иметь возможность принять и признать Его Богом живым и единственным, и истинным, и Иисуса -- Господом своей жизни и Спасителем; далее следует близкое знакомство, в котором Господь начинает нам открывать Себя. Знакомство может быть мимолетным и поверхностным -- в таком случае речь не идет ни о каком возникновении отношений. Но Бог желает, чтобы приходящие к Нему знакомились с Ним близко, так чтобы могли узнавать Его больше и лучше -- чтобы могли обрести личное познание Его. Вот с этого и начинается развитие живых и близких взаимоотношений с Богом.

И в рамках этих взаимоотношений и в процессе их построения обретается познание Бога. Потому что знакомство с Богом -- это не одиночное переживание, но постоянный процесс, в котором мы узнаем Его больше и больше. И процесс этого познания неограничен, но длится всю вечность -- вот такой великий наш Бог! Ведь в Нем вся глубина и широта. И вот именно в этом и заключается жизнь вечная -- в том, чтобы познавать Бога. А познание, как уже было сказано, невозможно без отношений с Ним. Поэтому, можем говорить о том, что смысл Божественной жизни вечной, дарованной нам Христом, заключается в том, чтобы строить, созидать и развивать взаимоотношения с Богом, в процессе чего Он и открывает нам Себя, Он и дарует нам познание Его воли и Его характера.

Из этого следует вывод о том, что смысл жизни верующего даже не в реализации своего потенциала, не в том, чтобы путешествовать, работать, заработать денег, построить дом, купить машину, завести семью и т.п., но именно в познании Бога и в развитии взаимоотношений с Ним. Это есть главный смысл -- это суть вечной жизни. Все другое может быть целью или причиной существования на земле для кого-то; все другое имеет отношение к естественному, земному и временному. Однако суть жизни вечной именно в познании Бога и в имении взаимоотношений с Ним. И это непрерывный, постоянно длительный процесс, который никогда не закончится.

И конечно, Бог имеет план для нашей жизни, и Он поведет нас к реализации заложенного Им в нас потенциала, чтобы мы исполнили вверенное нам задание на земле. Конечно, Он желает сделать из нашей жизни свидетельство Своей славы и благости. Да, Господь создал человека так, что он должен иметь семью, жить и развиваться в ней. И Господь приготовил все нужное нам обеспечение. Все это есть неотъемлемой частью нашей жизни на земле -- нашего временного пребывания на земле, которое является лишь частью, при этом меньшей частью, нашей жизни вечной. И вот жизнь вечная заключается в том, чтобы знать Бога.

А поскольку знать Бога всего и сразу невозможно, то речь идет о постоянном процессе, длительность которого такая же, как и вечность. Таким образом, можем говорить о том, что процесс познания Бога и есть процессом жизни вечной -- т.е. когда мы познаем Бога, тогда мы и переживаем Его Божественную жизнь вечную, тогда мы и живем ею. Другими словами, когда мы развиваемся во взаимоотношениях с Богом и по мере этого развития обретаем познание Его, тогда мы и имеем опыт жизни вечной, тогда мы и переживаем дарованную нам Его Божественную жизнь вечную.

Итак, Иисус сказал, что жизнь вечная, дарованная человеку Богом, заключается в том, чтобы он знал Бога и познавал Его. И это то, что мы видели в Эдемском саду: Адам был создан, чтобы стоять в присутствии Божьем и иметь с Ним отношения, ведь чего тогда Богу было посещать его? Точно не для того, чтобы помогать Адаму возделывать (что часто воспринимается как "вспахивать") сад! И Иисус возвратил нам эту жизнь вечную вместе со способностью стоять и пребывать в Божьем присутствии.

Поэтому, когда мы познаем Бога, созидаем и развиваем с Ним живые взаимоотношения, пребывая в Его присутствии, слушая Его голос и изучаем Его слово, то мы и живем жизнью вечной, потому что это её процесс и в этом её смысл. Это как регулярное питание, обучение и выполнение разных дел есть процессами жизни на земле, так и процесс познания Бога и развитие во взаимоотношениях с Ним есть процессом жизни вечной и её смыслом. И принести большего наполнения и удовлетворения, чем присутствие Божье, не может больше ничто другое, поэтому не следует и искать этого наполнения за пределами присутствия Божьего. 

Но благодарение Богу, Писание говорит: "И я пребуду в доме Господнем многие дни (Пс.22)", -- так что если мы не покинем присутствия Божьего, то и Он не покинет нас, но Его благость и милость будут сопровождать нас. Поэтому, когда мы пребываем в присутствии Божьем, обретая познание Его, приближаясь к Нему и развивая взаимоотношения с Ним, тогда большего наполнения мы больше нигде не обретем, потому что уже имеем его в полноте. И наполнение, которое приходит в жизнь человека через присутствие Божье, приносит удовлетворение в духе, душе и теле, так что нечего больше прибавить и нечего убавить, как говорится в Еккл.3:14. 

Это значит, что Господь даст нам процветание и преуспевание во всех сферах нашей жизни и во всяком деле наших рук, Он исполнит наши надежды и осуществит ожидания, и исполнит желания, и в этом ничего не упустит. Он наполнит нашу жизнь так, чтобы мы имели её в избытке и могли наслаждаться ею. Но самое главное во всем этом будет Сам Он -- познание Его и взаимоотношения с Ним, которые принесут наполнение во все другие сферы и процессы нашей жизни.

Аллилуия! Слава Богу!