Суть всего

Пс.20: 1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется.

3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,

4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.

5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.

6 Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.

7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,

8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.

9 Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя.

10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.

11 Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих,

12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли [выполнить их].

13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.

14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.

(Пс.20:1-14)

 

Это замечательное место Писания, и мне даже кажется, что тут вкратце чуть ли не описано весь стиль действия Божьего и Его отношения. 

Часто можно услышать о том, что Бог -- непредсказуемый. Однако это не совсем так, ведь Писание возвещает нам о Его намерениях. Более того, Господь сказал, что Он ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим пророкам (Ам.3:7). Где здесь непредсказуемость? Таким образом, в отношении того, ЧТО Господь будет делать, Он предсказуем, и предсказуем в том смысле, что Он Сам информирует нас о Своих действиях через Писание и пророков. Однако стоит согласиться, что все-таки есть одна сфера, в которой Бог не предсказуем, и это в том, КАК Он будет делать то, что сказал.

Например, Израиль не был в неведенье о том, что придет Мессия. В том, что Он собирается послать в мир избавителя Бог сделал Себя предсказуемым, открыв это пророкам, так чтобы они могли предсказать этот план Божий и возвестить о нем народу Божьему (Ис.9:6-7). Однако никто не знал наперед, как именно это произойдет. Хотя отчасти и это было показано Писанием, ведь было слово о том, что Дева родит Сына, и Ему нарекут имя Еммануил (Ис.7:14). Но никто конкретно не знал, что это будет Мария. Писание предвозвестило о том, что Мессии надлежит родиться в Вифлиеме (Мих.5:2), однако никто не знал, что для исполнения этого слова кесарь издаст указ, заставляющий Иосифа и Марию возвратиться в родной им город (Лк.2:1-7). Так что мы знаем, что Бог будет делать, но нам не известны детали конкретного способа Его действий -- тактики, грубо говоря.

Но это, как бы, вступление. Ведь все вышеизложенное было сказано лишь для того, чтобы проиллюстрировать, что Бог открывает нам Себя -- Свои планы и намерения, характер и отношение -- в Писании. И в этом Псалме собрана полная, в смысле, обобщенная картина: здесь говорится о Божьей благости, которая, являя спасение и избавление уповающим на Него, приносит радость (ст.2,7); описывается отношение Бога к послушным Ему, проявляющемся в том, что Он слышит их просьбы и исполняет желания их сердца (ст.3-8); вместе с этим, дается понять, что противящиеся Ему встретятся с совершенно иным -- не с благостию Божьей, но с Его отмщением (ст.9-14). 

Имея все это в виду, разве Бог может оставаться непредсказуемым? Это место Писания обобщило для нас и выделило главные акценты в Боге, в Его характере и способе действия, которые в отношении конкретных деталей позволяют нам знать Его волю. Кто-то недоумевает о том, отвечает ли Бог обращающимся к Нему? Исполняет ли Он их просьбы? Этот Псалом дает позитивный ответ (ст.2-5). Каков характер Бога? Это место Писания говорит о Его благости, в которой не поколеблется уповающий на Него (ст.8). Как Господь относится к противлению? Игнорирует ли Он беззаконие? И об этом сказано в рассматриваемом Псалме: Он производит отмщение и воздаяние, и уничтожает беззаконие, устанавливая Свою справедливость и являя Свое спасение (ст.9-14). Это общие принципы, основополагающие, так сказать, на которых уже созидаются и выстраиваются детали.

Однако теперь хотелось бы конкретно остановиться на написанном в ст.3 о том, что Бог дал помазаннику Своему то, чего желало сердце его. И здесь уже не просто сформулировано обетование, но утверждается факт. Опыт Давида жизни с Богом был в том, что Господь дал ему то, что желало сердце его:

 

4 И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли,

5 не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?

(2Цар.23:4,5)

 

16 И пришел царь Давид, и стал пред лицем Господним, и сказал: кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня?

17 Но и этого еще мало показалось в очах Твоих, Боже; Ты возвещаешь о доме раба Твоего вдаль, и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже!

18 Что еще может прибавить пред Тобою Давид для возвеличения раба Твоего? Ты знаешь раба Твоего!

19 Господи! для раба Твоего, по сердцу Твоему, Ты делаешь все это великое, чтобы явить всякое величие.

(1Пар.17:16-19; 1Пар.17:7-27)

 

3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,

(Пс.20:3)

 

И после этого кто-то говорит о том, что Бог не предсказуем и что по этой причине Он не будет давать то, что у Него просят и чего от Него ожидают? Мне это кажется, по меньшей мере, нелогичным...

В Пс.36:4 мы читаем наставление об утешении Господом с обетованием того, что тогда Он исполнит желания сердца. Почему Давид мог сформулировать такое наставление в своем Псалме? Да, конечно, это было водительство Духа, однако это не было голословным для Давида. Он не просто был писцом Духа Святого и псалмопевцем, записывающим в новую песню просто хорошие идеи -- тезисы, которые для Давида возможными казались только теоретически. Нет. Давид лично на своем жизненном опыте пережил то, о чем он пел. Да, у него есть и пророческие Псалмы, однако Пс.36:4 к ним не относится. 

Написанное в Пс.36:4 стало возможным только по причине сказанного в Пс.20:3: потому, что Бог дал ему, чего желало его сердце, он мог со всей уверенностью сказать: "Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего". Таким образом, это не просто что-то гипотетическое, но совершенно реальное и осязаемое для Давида. Он пережил это. Он знает, каково это получить исполнение желаний и благословения благами от Бога. И он также знает, что нужно Богу, чтобы Он мог действовать таким образом в жизни человека. 

Поэтому, сегодня эти слова обрели для меня новый смысл. Это подобно тому, как если бы опытный и бывалый наставлял начинающего. Он говорит: "Послушай, все, что тебе нужно -- это утешаться Господом, это просто доверять Ему, и Он исполнит твои желания". Хотя НЗ добавляет к этому еще больше, потому что говорит не только об исполнении самих надежд и ожиданий, но о том, что Господь творит несравненно большее и лучшее (Еф.3:20). Как сказал Л. Самралл: "Вера поможет тебе добыть сокровища, о которых ты не мог и мечтать". Учение о вере звучит убедительно в устах этого человека Божьего, и точно то же можно сказать о Давиде в контексте обретения Божьих ответов и Его верности. Все, что Господь обещал Давиду, Он исполнил, в т.ч. Он дал ему то, чего желало сердце его. 

Это также подтверждается историей, в которой к Давиду пришел пророк Нафан со словами о том, что Давид был тем богатым человеком, который имел все, чего желал (2Цар.12:2,7-8). Потому что это было реальностью в жизни Давида. И это в Писании не для того, чтобы читающие завидовали благости Божьей к Давиду, но наоборот, чтобы на его примере показать, что Бог приготовил для всех, служащих Ему, прилепляющихся к Нему и утешающихся Им. Это обетование -- это не исключение из правил, но открывает характер Божий в Его безмерной и даже чрезмерной благости к человеку. Поэтому, Бог не есть тем, Кто не предсказуем -- наоборот, Он открывает нам Себя в Писании в достаточной мере для того, чтобы мы могли иметь веру и получать просимое у Него, и обретать исполнение Его плана в наших жизнях. И в этом великолепие Божье.

И еще один аспект, на котором хотелось бы остановится, чтобы рассмотреть его конкретнее -- это ст.4. Говорится о благословениях благости и венце из чистого золота. Все, что приготовил Бог для Своих детей -- это благословения благости, которые на столько благие, что это превосходит даже наши самые высокие мечтания и всякие представления, и все воображение. И хотя само по себе это уже чудесно, на этом мысль не заканчивается. Далее говорится о венце. 

Интересно, что на царей и цариц, императоров и императриц возлагали венец при коронации и их вступлении в полномочия этой высокой позиции человека, занимающего трон. В истории все правители, великие вожди и фараоны носили драгоценные украшения. Это было не просто красивой побрякушкой для них, но свидетельством их высокого статуса. Доказательство этого находим в книге Бытие, когда фараон дал Иосифу свой перстень, который был символом передачи ему власти начальника всей земли Египетской, возложил ему на шею золотую цепь, одел в виссонные одежды и велел везти на своей колеснице -- только трон фараон оставил за собой (Быт.41:38-43). Перстень передал также и царь Артаксеркс Аману, а на перстне была печать царская, которая могла сделать чью-то прихоть и состряпанный под её воздействием "документ" законом всей империи (Есф.3:10). Этот же принцип выражен и в книге Даниила, когда Валтасар, провозгласив Даниила третьим властелином в своем царстве, одел его в багряницу и возложил ему на шею золотую цепь (Дан.5:29), как и в уже упомянутом случае с Иосифом (Быт.41:42). Это не были просто богатые подарки, это было выражением статуса и полномочий.

Это проливает свет также и на современную культуру статусных вещей. Есть дорогостоящие вещи, цена которых не понятна простым людям. Они не понимают, за что отваливают такие деньги? Время могут показывать любые часы, и доставить в пункт назначения может и машина посредственного класса. Однако есть люди, готовые отваливать за какие-то обычные вещи, которые либо искусственно сделано дорогими, либо имеют характеристики, явно надмерные и излишние для того, чтобы просто исполнять свою функцию при их использовании и употреблении, огромные сумы денег. Корни этого уходят в историю прошлого -- к статусности и занимаемой позиции. Все должны были видеть, что перед ними царь, доказательством чего была его корона из чистого золота. 

Так и в современном мире люди желают показать свое положение через определенные вещи. Поэтому они и называются статусными. Ведь если деньги просто лежат в банке, то, хотя душу и греют, никого не заставят уважать их владельцев и никому не покажут их состоятельность, кроме банкиров. Но чтобы выразить свой статус, накапливаются и приобретаются дорогостоящие вещи и имущество, которое свидетельствует о высоком положении влияния и утверждают в статусе состоятельного человека. Вот почему можно увидеть надмерные богатства правителей на фоне бедствия народа. Имение таковых уже создается не от подхода удовлетворения нужды, но от выражения своего статуса, влияния и власти. И чем выше они себя возомнят, тем больше одеяла на себя и будут тянуть.

Возвращаясь в контекст Писания, из которого мы и начали говорить о статусности, стоит теперь перейти к сказанному в НЗ о нас, ведь и там не упускается этот аспект венца. Писание говорит нам, что Господь возложил на нас Свой венец славы и посадил на престоле одесную величия на высоте (Еф.1:20-22, 2:6; Рим.8:29-30; Откр.3:11, 6:2; 1Пет.5:4). Писание также возвещает, что Бог увенчал нас Своею славою и честью (Пс.8:6). Таким образом, свидетельством и выражением той позиции, которую Бог даровал нам во Христе, есть возложенный на нас венец славы.

Теперь стоит обратить внимание на то, что рабы ничего подобного не носили. Пока Израиль был в рабстве, у него не было ни украшений, ни красивых одежд. Они должны были при Исходе выпросить все это у Египтян и нарядить своих детей (Исх.3:21-22). Было ли это просто так? Конечно, нет! Бог ничего не делает просто так. И в этом мы усматривали возмещение убытков, некую плату за их труд. Однако теперь я вижу больше -- это свидетельствовало об их новом статусе и положении свободных властелинов своих судеб. Они не были больше рабами. Они шли для совершения служения Богу. Они были особенным народом, служившим Всемогущему Богу, и их положение требовало соответственного выражения. 

По этой причине Бог также сказал, что Его все серебро и золото (Агг.2:8) -- оно не принадлежит никому другому, потому что никто не есть большим властелином, чем Бог. Поэтому, явив Свою власть над Египтом и их ложными богами, Господь заставил их сдать позиции и отдать свое имущество, потому что это не были Египтяне, превосходящие статусом Израиль, но наоборот, Израиль, будучи слугой Бога Живого, был выше Египтян. Другими словами, не Египтяне имели право владеть всеми теми драгоценностями и этим выражать свое верховенство над народом Божьим, потому что они служили идолам, не имеющим ничего; но Израиль служил Богу, Который владеет всем серебром и золотом, поэтому у него и было право владения тем, что держал в своих руках Египет. 

В юриспруденции мы называем это "имущество, находящееся в незаконном владении", которое должно востребоваться назад законным собственником через виндикационный иск. По сути, Бог и сказал это сделать Израилю при Исходе: Он был Судия, по этой причине Он и сказал, что даст народу милость, так что они выпросят серебро и золото у Египтян, и те отдадут им его. Это была своего рода виндикация -- Израиль заявил о своих правах, и Верховный Судья заставил незаконных владельцев сдать удерживающее ими имущество (Исх.12:35-36).

В этом суть и перевода богатства. Имущество удерживается незаконными владельцами, но чтобы получить его назад, нам нужно востребовать его из чужого владения. Вот почему мы должны предъявить требование веры, придя к Верховному Судье и через Него потребовав возвращение украденного в удерживающего. Как видим, это все юриспруденция, только в духовных аспектах и процессах, ведь Царство Божье точно так же управляется законами, только совершенными Божьими.

Но что происходило в Церкви? Дети Божьи позволили ввести себя в заблуждение в отношении своих прав. В противовес богатству и украшениям как выражениям статуса управителей и распорядителей Божьих, религия потребовала избавиться от золота и серебра, от украшений и материальных благ. И что самое удивительное, враг через это заблуждение не просто обокрал детей Божьи, забрав у них принадлежащее и отданное Богом им, но и как-то умудрился заставить их поверить в то, что таким образом они выражают смирение перед Богом! Перед Богом, который сказал, что все серебро и золото принадлежит Ему! Как вообще можно было принять идею того, что Владеющий всем, хочет, чтобы служащие Ему остались без ничего? Однако невладеющий ничем заинтересован в невежестве законных владельцев, потому что пока они не знают, что им принадлежит, они это и не востребуют, а потому удерживающий продолжит наслаждаться использованием в своих интересах чужого имущества.

Но при Исходе Бог положил этому конец. Возвратив достоинство и положение свободы Израилю, Он наделил их, Он и возвратил им и имущество: серебро, золото, одежды и украшения -- и они вышли с великим богатством (Пс.104:37). В действительности, когда Бог благословил Авраама, то первым результатом, выражением и проявлением, благословения был перевод богатства (Быт.12:16, 13:2, 24:35). И это было не ради самого благословения в материальной обеспеченности, но для того, чтобы показать, что этот человек благословлен от Бога (Быт.23:6). У Исаака это еще более выразительно: Филистимляне увидели в нем слугу Бога и убоялись его потому, что он стал сильнее и богаче их (Быт.26:12-14,28). Даже в еврейской культуре считалось, что материальное благосостояние -- это подтверждение, выражение благословения Божьего. Другими словами, для них это значило, что люди, находящиеся в правильном положении перед Богом, не могут быть бедные, потому что в их благосостоянии выражается их положение перед Богом. Евреи очень хорошо понимали зависимость состоятельности от положения, так что бедных считали грешниками, а не святыми. 

Но Церковь была в этом совершенно ослеплена. Её заставили поверить в то, что она свята, когда бедна. Это крайне возмутительно! И Бог вновь открывает глаза. Так что дети Божьи не просто могут носить украшения и при этом оставаться святыми, но у них украшений, вещей серебряных и золотых, может быть больше, чем у всех остальных грешников! Потому что мы, будучи увенчаны венцом славы, по меньшей мере, можем выражать свою статусность как детей Божьих и Его распорядителей материальными вещами. Мы имеем на это право, и Бог хочет возвратить нас к этому. 

Таким образом, перевод богатства свидетельствует не просто о возвращении утерянного, но о восстановлении нашего статуса, о выражении нашей духовной власти и позиции перед Богом как Его царей и священников (Откр.1:6). Царь в Пс.20:3 был увенчан венцом из чистого золота, и это образ: Господь, возвращая нам нашу позицию владычества (Быт.1:26-28), возвращает и золотой венец, свидетельствующий о нем. Точнее, нам уже был возвращен венец славы, которым был окутан Адам, и у Бога нет никаких возражений против венца золотого. Даже более того, Он желает возвратить нам и его через перевод богатства как свидетельство нашей позиции благословленных перед Богом и власти как Его представителей.

Итак, нам нужно исследовать Писания с помощью Духа Святого, и не добавлять к нему домыслы естественных человеческих суждений, ведь оно было дано под вдохновением Духа (2Пет.1:21), поэтому Его вдохновением и открыто будет -- и может быть сделано понятным (Ин.16:13). Аллилуия! Слава Богу! Велик и благ наш Господь, и Его возвеличивающая милость безгранична!

Однако самое величайшее, что было украдено у человека -- это именно и только связь с Богом и Его присутствие. Все остальное: слава, которой были окутаны Адам и Ева, вечная жизнь, благословение и надежда на светлое будущее -- это было следствием присутствия Божьего в жизни человека. Адам и Ева -- они стояли в этом присутствии, поэтому и были окутаны славой, поэтому и могли жить вечно в этом постоянно восстанавливающем потоке Божественной жизни. Но когда они потеряли связь с Богом и лишились Его присутствия, они лишились всего. Но это все остальное -- это уже было мелочью по сравнению с тем, что они лишились прежде всего -- по сравнению с присутствием Божьим. Вследствие они потеряли и славу, и способность жить вечно, потому что были отрезаны от вечного Источника жизни, несущейся к человеку присутствием Божьим. 

Но Иисус восстановил это -- Он возвратил нам способность стоять в присутствии Божьем через примирение, воссоединение, с Богом. Именно ради этого Иисус и умер. Он не пошел на крест, просто чтобы обеспечить нам место на небе или возвратить благословение, выражающееся в т.ч. в достатке и богатстве -- хотя это все есть частью искупления, -- но чтобы возвратить нас в присутствие Божье, потому что оно есть все для нас. И тот факт, что Бог пошел на то, чтобы послать Своего Сына на крест ради искупления человечества, говорит о том, что это имеет колоссальную важность и для Бога -- даже большую, чем мы можем себе представить. 

Однажды разделив Свою славу с человеком, Он уже не мог допустить, чтобы все закончилось духовной смертью этого человека; однажды одарив Своим присутствием человека, Он не мог просто наблюдать за тем, как он умирает без него и мучится в рабстве лукавого. Однажды отдав Себя человеку через Свое присутствие и славу, для Него абсолютно логичным и последовательным было то, чтобы отдать Своего Сына ради искупления. И кажется, что до конца осознать важность человека для Бога мы не можем, пока на земле, ведь ради человека Бог отдал Своего Сына. Родители не желают отдать своего сына ради блага народа, ведь им лучше, чтобы государство пало, чем потерять сына. Но Бог отдал Своего. Это можно постигнуть? 

Конечно, Иисус воскрес, однако то, через что Ему пришлось ради нас пройти, непостижимо. Но Он возвратил нас в присутствие Отца, а потому и нам -- все остальное, что следует за этим: жизнь вечную (Ин.3:15), благословение (Гал.3:29), власть (Лк.10:19) и место на престоле (Еф.2:6). И превосходство Божьего плана искупления в том, что мы не возвратились к точке, из которой пал Адам, где присутствие Божье было на нем, но теперь оно в нас. Теперь Бог не просто окутал нас извне Своим присутствием и разделил с нами Свою славу, но Он разделил с нами Самого Себя, дав нам Духа Своего Святого (Гал.3:13-14). И после этого кто-то говорит о том, что ему не нравится в Боге? Такое может быть только от неведенья, которое рассеивает откровение Духа Святого.

Поэтому, когда христиане продолжают жить по плоти вне Божьего присутствия, они продолжают оставаться в месте обокраденной жертвы, неведение и заблуждение которой позволяет врагу их обворовывать дальше. Сложно представить, каково Богу, когда Он сделал все, что Он сделал, а те, ради кого Он это сделал, не живут в этом. Поэтому устремиться к Божьему лучшему мы должны не только по причине своих амбиций, но ради Иисуса, просто чтобы показать Ему, что Его Жертва для нас была не напрасной.

А ведь и для Иисуса что было самым тяжелым на кресте? Не гвозди в руках и не раны от побоев. О чем Он возопил на кресте? "Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил? (Пс.21:1, Мф.27:46)" Самым худшим из всего, что Ему пришлось претерпеть, это был именно разрыв с Отцом. И Он прошел этот разрыв, чтобы возвратить соединение нам.

И после того, как осознаешь и переосмысляешь все, что Бог сделал для тебя, начинаешь думать: "Как можно Ему не доверять? Как можно не доверять Иисусу в том, что Он правильно управляет и «управит» моей жизнью, в то время как Он положил Свою жизнь ради моей?" В момент такого прикосновения Божьего начинаешь понимать, что дало способность Савлу оставить все, кем он был и что имел, и стать Павлом; начинаешь понимать его слова о том, что он от всего отказался и все почитает за сор, только чтобы обрести Христа (Фил.3:7-10). Потому что во Христе больше, чем человеку нужно, больше, чем мы можем себе представить: в Нем наше воссоединение с Отцом (Рим.5:10, Кол.1:22), и через Него -- наша причастность к Божескому естеству (2Пет.1:4, Евр.3:1), а вот это уже и есть больше, чем мы можем постигнуть.