Господь царствует

1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. (Пс.92:1)

10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. (Пс.95:10)

1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. (Пс.96:1) 

1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! (Пс.98:1) 

Эти Псалмы объединены одной идеей: Господь царствует. Конечно, это не исчерпывающий перечень мест Писания или Псалмов, в которых говорится о царствовании Бога. Однако в этих звучит прямо заявление о том, что Господь царствует, и приводится некое описание Его царствования и, соответственно, последствий. Рассмотрим каждый Псалом по порядку.

Сначала Пс.92. Сразу же после того, как сказано, что Господь царствует, говорится о Его величии и силе. Эта же идея вновь звучит и в ст.4, где утверждается, что Господь сильнее волн, сильнее природных стихий:

2 Престол Твой утвержден искони: Ты - от века.

3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.

4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.

(Пс.92:2-4)

Таким образом, первая характеристика царствования Божьего -- это сила и могущество. И поскольку сильнее Бога нет никого и ничего, то и Его власти ничто и никто не может противиться. Так что в эту первую характеристку логично добавить и власть, так как сила Божья и Его власть идут вместе. Вообще, власть сопровождается силой, и сила сопровождается властью. Другое дело, что над землей власть Господь отдал человеку. Но это отдельная тема.

Итак, первая характерная черта Божьего правления -- это Его сила, власть и могущество. А поскольку Господь силен, то и Вселенная тверда -- как написано, не подвигнется. Это значит, что она нерушима. А что значит нерушимость, неизменность? Не что иное, как стабильность. Таким образом, царствование Бога обеспечивает стабильность из-за Его силы, которая способна удержать всех и все. Господь контролирует все процессы, происходящие во Вселенной, и Он ничего не упускает. Поэтому, ничто не может застать Его врасплох, и ничего непредвиденного Им не может произойти. Царствование Бога обеспечивает стабильность, и это вторая характеристика Его правления.

В мире, где правит человек, который часто находится под влиянием не Святого Духа, стабильности нет. Потому что человек не способен все проконтролировать -- это ему просто-напросто не под силу. По этой причине в мировой экономике то спады, то подъёмы. И большинство людей в мире сегодня живет не зная, что произойдет с ними завтра. А все потому, что они не впускают Бога в свою жизнь и в Свои дела -- они не позволяют Его царствованию утвердиться в их жизни. Бог не станет никого силой загонять под Свое правление -- этот выбор должен сделать каждый добровольно. И если человек отдаст господство над своей жизнью Богу, то Господь сможет принести в неё стабильность. 

И стоит заметить, что это не обязательно будет значить тихое и спокойное плавание по течению -- нет, враг может пытаться поднимать волны, однако стабильность в том, что Господь обеспечивает победоносный конечный результат: достижение цели, победу и успех, целостность и здравость, достаток и избыток. Примером стабильности, обеспечиваемой Богом посреди происходящего в мире, можно привести Илию и его жизнь: хотя на земле был голод, он жил у потока, и Господь кормил его мясом, приносимым круками, а потом питался в доме вдовы, у которой не заканчивалось ни масло, ни мука. В мире был спад, но Илия стабильно имел достаток в пропитании. Или недавний пример Иисуса со штормом -- они столкнулись с противлением, но противление их не одолело и не стало для них препятствием. Так что Господь обеспечивает стабильность в том, что Он позаботится о нас, не позволив ничему нас остановить или нанести нам какой-либо урон, ущерб. 

Более того, мы знаем, что Господь обещал обратить даже все во благо. Так что как бы то ни было, Господь обеспечивает нам стабильность, если мы позволим Ему царствовать в наших жизнях -- если не будем пытаться сами все проконтролировать, но будем доверять Ему и слушаться Его, следуя за голосом Его водительства. А водительство Божье стабильно ведет, продвигает вперед. И это даже как минимум, ведь мы знаем из написанного в Ин.6 о том, что когда Иисус вошел в лодку, они сверхъестественно оказались уже у берега. Так что с Господом это может быть и стабильное приумножение, так что речь идет не о стабильности прямой линии, но стабильности роста экспоненты. (Кто знает, тот поймет -- как говорил Иисус, имеющий уши да слышит.)

И далее, в ст.5, сказано о несомненной верности откровений Божьих:

5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни. (Пс.92:5)

РПБ говорит о том, что Божьи наставления полностью достоверны, что на них можно положиться, так как они утверждены. Однако мне кажется, что лучше содержащуюся здесь идею передал НЖПБ, в котором сказано: "Твои королевские законы не могут быть изменены". Конечно, какое царство без законов?! И вот Божьи законы нерушимы. Установленные Богом закономерности, правила, неизменны. И этот факт имеет свое место в обеспечении стабильности, ведь если бы они изменялись так, как в Украине, то о какой стабильности могла бы идти речь? Но поскольку Божий закон вечен, то и установленный Богом правопорядок стабилен. Так что имеем третью характеристику Божьего правления: неизменность Его законов. А это значит, что поменяться должны будут все, но не Божий закон. Все в итоге должны будут подстраиваться под него, а не наоборот. Так что мы вполне можем быть уверенными в том, что все будет именно так, как сказал Бог, ведь Его слово -- это и есть Его нерушимый закон.

Эта же идея твердости, стабильности звучит и в Пс. 95:10:

10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. 

11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;

12 да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные

13 пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей.

(Пс.95:10-13)

В этом Псалме мысль стиха 10 продолжается дополнительными утверждениями, которые находят свое отражение и в написанном в Пс.96:1-2. Речь идет о радости и веселье, суде и правде. В Пс.95:10 после сказанного о твердости земли говорится о том, что Господь будет судить народы. В Пс.96:2 сказано, что правда и суд есть основаниями Божьего престола:

2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его. (Пс.96:2)

В других переводах правда и суд звучат как праведность и справедливость. И это логично следует из нерушимости закона и стабильности правопорядка. Если закон есть, то должен быть и суд, стоящий на страже соблюдения закона. И если должна быть стабильность, то и суд должен неизменно твориться правдою. Иначе говоря, правда и суд играют непосредственную роль в стабильности и безопасности, иначе без них стабильности быть не может. Если закон будет нарушаться и не соблюдаться, то никто не сможет быть уверен в стабильности своего положения. 

Но поскольку Господь обеспечивает стабильность, Он обеспечивает правду и суд, праведность и справедливость; и поскольку Господь творит суд и справедливость, то этим Он обеспечивает и стабильность. Вот почему должен быть Божий суд, вот почему должно быть место Его отмщению, ведь иначе не будет обеспечено стабильности Его правления. И опять-таки, существование закона и суда не значит, что закон не будет нарушаться, но это значит, что за каждое противозаконное действие будет наказание. И это наказание -- это отмщение Божье. Так что на всех и все, кто или что попытается переступить закон Божий и нарушить его в отношении Божьих детей в какой бы то ни было сфере или в любом деле, придет отмщение Божье. И Господь его исполнит, чтобы, опять-таки, обеспечить и гарантировать нам стабильность нашего положения в покое и спокойствии, в целостности и здравости, достатке и обеспеченности, в мире и радости.

И вот кстати, о мире и радости. В Пс.96:1 говорится о том, чтобы веселилась земля. Мне кажется, что это перекликается с написанным в Притчах о том, что когда правитель нечестивый, тогда народ стенает, но когда праведный -- радуется. Поскольку Господь царствует, обеспечивая стабильность через суд и правду, и Свою справедливость, то можно веселиться и радоваться, потому что мы можем быть уверенны в своем будущем и в том, что все будет хорошо. Как видим, следствием правления Божьего есть радость, которая может возникнуть только там, где уже есть мир. Но там, где Господь не царствует, мира и радости не будет. И их также может не быть и тогда, когда существует непонимание или недопонимание царствования Божьего. Но мы ведь имеем Иисуса Господом своей жизни; и нам Дух Святой дает понимание значения Его царствования, а это все значит, что мы можем радоваться, потому что мы имеем защиту и безопасность в правлении Божьем. Так что можем выделить следующие характеристики Божьего правления: суд и справедливость (4), которые обеспечивают защиту и безопасность (5), следствием которых есть мир, радость и веселье (6). 

Но это так для находящихся под Божьим господством и для послушных Ему. Это так для детей Божьих. В отношении же других Пс.98:1 говорит трепетать:

1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! (Пс.98:1)

Опять-таки, в этом Псалме звучат те же идеи величия Господнего, Его силы, суда и справедливости. Но в то время, как для нас они направлены на защиту, на помощь и поддержку нам, в отношении же других, не позволяющих Богу править в своих жизнях и противящихся Его правлению, как в своих жизнях, так и окружающих, Божьи сила и величие, Его справедливость и суд будут действовать в обратном, обратной стороной медали, которой есть наказание правонарушителей и бунтарей. И вновь приходим к идее отмщения Божьего. И оно такое, что народам сказано трепетать. И если от отмщения Бога Живого, который воздает за нас, тем самым поддерживая и защищая нас, говорится трепетать народам, то чего мы трепещем от чего-либо, что видим в этих народах, в этом мире? Если посмотреть на эту картину логично, то она кажется абсурдной. Трепетать должны они, а не мы! Потому что Всевышний и Всемогущий Бог, держащий всю Вселенную, за нас! И более того, Он оправдывает нас! Так что мы, опять-таки, можем веселиться и радоваться, и радоваться, прежде всего, тому, что Господь царствует в нашей жизни и Он царствует во Вселенной.

Итак, исходя из всего этого, можем увидеть, что означает для нас правление Божье и какие оно обеспечивает нам привилегии и преимущества. И вот что значит, что Иисус на престоле! И пока Он на престоле, то мы можем быть спокойны и даже можем веселиться и радоваться. А наш Бог на престоле навечно! Божий престол нерушим! А это значит, что и наши мир и радость могут и должны быть нерушимыми. Так что посреди всего того, что мы видим происходящего в мире, мы можем сохранять спокойствие и радоваться, потому что Господь царствует! 

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в этом Господь!