Подпишитесь на рассылку

Исключить самонадеянность глупости

В книге Притчей 28:26 написано: "Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел", -- так говорит Синодальный перевод. Разберем этот стих по частям.

Сначала говорится о надеющемся на себя. На иврите слово "בָּטַח (bāṭaḥ)", переведенное как "надеяться", имеет также значения "доверять, быть уверенным, быть смелым, быть безопасным (сохранным)".

Таким образом, можем говорить о том, что речь идет о человеке, который есть самоуверенным -- он доверяет только себе, считая свои силы достаточными для обеспечения его безопасности и благоденствия, а потому он чувствует себя смелым, так что может быть даже бесцеремонным, дерзким и наглым по отношению к другим. Такой человек полагается на свои собственные силы, способности и возможности и доверяет им в том, что они способны обеспечить его сохранность, а потому, не имея страха Божьего, может идти на неправедные поступки. 

И здесь вспоминается судья неправедный из притчи Иисуса в Лк.18:2-6, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился. Кажется, что это хорошая иллюстрация самонадеянного человека. Тот судья решил, что в его руках суд, так что его судить никто не будет. Он возомнил себя властелином человеческих судеб, которые были в его руках как судьи, а потому пришел к ошибочному выводу о том, что Бог ему в этом не указ. Он решил, что все в его жизни и в жизнях приходящих к нему зависит от него, а потому не видел причин угождать ни Богу, ни людям.

Он не почитал Бога, надеясь на безнаказанность своих поступков, ведь он считал, что правосудие в его руке, упустив из виду Божий Верховный Суд. Видя зависимость людей от себя, он их не стыдился, поступая на свое усмотрение и руководствуясь собственной выгодой, а не справедливостью. Вот так ведет себя самонадеянный человек, который доверяет своим собственным силам в обеспечении его безопасности и благоденствия. Однако Писание говорит, что такой человек глуп.

Подобное поведение есть не чем иным, как глупостью перед Богом. И это не просто плохо -- т.е. определение "глуп" не просто указывает на недалекость человека. В Писании глупость не имеет никакого отношения ни к умственным способностям, ни к образованности, ведь оно говорит, что ученость глупого все равно глупость (Пр.16:22). Речь идет, прежде всего, о состоянии человека и о том пути, на котором он находится. В книге Притчей глупость не редко ассоциируется с беззаконием, нечестием и коварством, ведь глупый в Писании -- это тот, кто не имеет страха Божьего, с которого и начинается мудрость.

А если человек руководствуется такими принципами глупости, почитая себя властелином своей судьбы и пренебрегая окружающими, доверяя своим собственным силам в обеспечении его сохранности и рассчитывая на безнаказанность за притеснение, дерзость или наглость, тогда Писание говорит, что такой человек на скользком пути. Он находится на пути глупости, который есть путем тьмы, на котором человек не знает, обо что споткнется. Этот путь ведет в погибель, хотя и кажется прямым -- вполне удобным, комфортным и подходящим -- для идущих им (Пр.14:12, 16:25).

И этот путь ненадежный еще и потому, что он навлекает суд Божий. Как говорит Писание, Бог гордым противиться (Иак.4:6), а это значит, что такие самонадеянные глупцы встретятся с Божьим противлением их успеху и благоденствию, они понесут возмездие за свое коварство и вкусят от плода своих глупых, злых дел. Господь позаботится о том, чтобы над ними была установлена Его справедливость, избежать чего они надеялись в своих заблуждениях.

Таким образом, самонадеянность человека, его упование на собственные силы, ставит его на скользкий путь глупости, на котором он не достигнет благоденствия -- счастья и благополучия. Так что это не просто такой себе безобидный факт, что человек надеется на себя, но Писание указывает на последствия этого, которые есть последствиями глупости, которые, в свою очередь, есть ни чем иным, как проявлением проклятия. Следовательно, самонадеянность не приведет к благословению, но наоборот, открывает двери и дает место проклятию, что также подтверждается написанным в Иер.17:5 о том, что проклят человек, надеющийся на человека.

Теперь перейдем ко второй чести стиха, которая говорит о том, что ходящий в мудрости будет цел. Ходить в мудрости невозможно без наличия страха Господнего, составляющие элементы которого мы уяснили ранее. А это значит, что человек, ходящий в мудрости, есть совершенной противоположностью самонадеянному глупцу. Если последний надеется на себя как на источник своей безопасности и своего благоденствия, то для мудрого и благоговеющего перед Богом свойственно полагаться на Господа как на своего источника. Ведь мудрый знает и понимает, что все и всё в руке Господа, что только Его силы достаточно, чтобы обеспечить безопасность и благоденствие в опасном мире.

Таким образом, мудрый доверяет Богу вместо того, чтобы надеяться на свои собственные силы. И такое доверие ведет к совершенному упованию на Божью благодать, которая и обеспечивает, и приносит в жизнь человека, все Божьи благословения. Таким образом, надеющийся на Господа идет совершенно иным путем мудрости, на котором мы знаем, что человек обретает превосходные результаты и плоды мудрости, устрояющие каждую сферу жизни человека (напр., Пр.4, 8). 

Теперь стоит остановиться на слове Синодального перевода "цел". Слово иврита "מָלַט (mālaṭ)" имеет нечто иные значения: "ускользнуть, убежать, избавить, спасти (сохранить), быть избавленным". Следовательно, речь идет о том, что ходящий в мудрости будет избавлен. Хотя совершенно логично, что следствием избавления будет то, что мудрый останется цел и невредим, так что Синодальный перевод тоже имеет свои основания.

Вместе с этим, во свете приведенных значений можем сделать еще некоторые выводы о пути мудрости, которым идет боящийся Господа и уповающий на Него: на этом пути человек найдет Божье спасение и избавление от всего и чего-либо, что только ни попытается нарушить его покой, противиться его безопасности и стабильному положению, мешать его успеху и противиться благоденствию. 

И мы знаем, что такое избавление от Бога приходит вместе с Божьим отмщением и воздаянием на всякую вражескую силу противления, выступающую против идущих Божьим путем (Евр.10:30). Так что хотя мы и имеем оппонента этого пути, мы имеем и Божью гарантию безопасности и сохранности в Божьем избавлении, которое не позволит нарушить благоденствие почитающих Бога, которое обеспечивает путь мудрости. Ведь это Божий путь, на котором Он приготовил и предопределил иметь благословения идущим им, так что всё противящееся исполнению этого плана Божьего встретится с Его отмщением, которое не оставит уцелевшего от своих противников (2Пар.20:24).

Итак, идя путем мудрости, мы можем быть спокойны, так как на нем нам обеспечено избавление, которое гарантирует нашу целостность. Господь не позволит ничему нарушить целостность тех, кто уповает на Него как на свою защиту и кто имеет Его своим источником безопасности. Поэтому, почитая Бога и ходя Его путями, которые есть высокими путями мудрости, мы обретем и Божьи благословения, проявлению которых в нашей жизни ничто не помешает, как бы ни пыталось, ведь Господь лично позаботится об исполнении Его обетования, ликвидировав противление, чтобы исполнить Свой план и Свои обещания тем, чье сердце искренне предано Ему. Так что нам нужно продолжать уповать на Бога, чтобы сила Его благословения продолжала действовать, и не обращаться к упованию на человеческие силы -- собственные или чужие, -- потому что они ничего не могут предложить по сравнению с тем, что приготовил Бог любящим Его.

Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Господь!