Подпишитесь на рассылку

Избавление Божье приносит желаемое

В книге Псалмов 106:6 читаем: "Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их". Возьмем этот стих как отправную точку, но рассмотрим вкратце весь Псалом. Этот Псалом об избавлении Божьем. Здесь описываются различные жизненные ситуации, которые могли быть то ли буквально, то ли служить образом, но каждый раз (а это более 5-ти в одинаковых фразах или похожих формулировках) здесь говорится, что Господь являл Свою силу, Свою милость и благость Своим избавлением.

Начинается Псалом тем, что призывает всех избавленных -- кто уже пережил избавление Божье, кого "Господь избавил от беды", как говорит Современная английская версия (САВ) -- славить и прославлять Господа. И дальше перечисляются случаи, в которых Господь посылал и посылает избавление взывающим к Нему. Интересно, что здесь во всех случаях сказано лишь об одном, что люди воззвали к Господу, и Он избавил их. Иначе говоря, условие избавления здесь как бы одно -- искренне обращение к Богу. Хотя мы знаем, что каждый, приходящий к Богу, должен и верить, что Он есть и что ищущим Его Он воздает (Евр.11:6).

При этом в данном Псалме практически каждый раз упоминаются какие-то человеческие недоработки, которые привели человека в то его бедствие. Если посмотреть другие переводы, то там говорится, что некоторые заблудились в пустыне, потому что не слушались Господа и не искали, и не выполняли Его волю; некоторые были в заточении, потому что восставали против Господа и не прислушивались к Его советам и наставлениям; некоторые терпели болезнь и боль, потому что совершили по глупости много грехов (САВ), жили плохой жизнью, так что болезнь тела была последствием грехов (Месседж); некоторые зарабатывали себе на жизнь мореплаванием и попадали в бурю; в иных случаях земля как бы превращалась из плодородной в солончатую за нечестие живущих на ней, что значит, что нечестие приносило людям бесплодность и нехватку. И конечно же, все это есть результатами проклятия, но Христос искупил нас от него (Гал.3:13). 

Читать дальше: Избавление Божье приносит желаемое

Исполнять слово в последнее время

В книге Иоиля 2:11 написано: "И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?"

Стоит обратить внимание на сказанное о том, что могуществен исполнитель слова Божьего, могуществен. И хотя толкование Далласской семинарии говорит о том, что эта фраза имеет разное прочтение в разных переводах, как например, "силен делающий" или "сильно дело", все же это не меняет сути того, что сила -- в исполнении слова Божьего.

Но воспринимаем ли мы себя так? Видим ли мы себя могущественными, когда исполняем слово Божье? Кажется, что не совсем, ведь часто на исполнение Божьего слова смотрят как на то, что делает уязвимым... (как, например, на заповедь любви). Но все как раз наоборот! Когда мы исполняем слово Божье, то это приносит, высвобождает силу Божью! Вот почему часто чудеса происходили и происходят именно тогда, когда люди начинали поступать соответственно слову Божьему, потому что именно это высвобождало действие силы Божьей. Возможно, по этой причине О. Робертс и называл действия по вере "точкой контакта" с силой Божьей, которая и приносила чудо. 

Читать дальше: Исполнять слово в последнее время

Свет солнца светлее всемеро, или Образ явления славы Божьей в умножившейся интенсивности

В книге Исаии 30:26 написано: "И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы".

Это место Писания часто воспринимается, как образ восстановления. И это правда, что Господь восстанавливает к большему и лучшему в семь раз. Если посмотреть контекст, например, со стиха 18, то речь, действительно, идет о восстановлении, и описание восстановления Израиля после плена достигает кульминации в этом стихе. Однако только ли об этом говорит данный стих? 

Если посмотреть толкования, то там можно найти различные позиции. Например, комментаторы в толкования Далласской семинарии считают, что это уже образ Тысячелетнего Царства Христа, а комментаторы в Женевской Библии не смотрят так далеко, говоря только о возвращении Израиля из плена, после чего "свет богопознания и богообщения не будет затмеваться поклонением идолам". Однако в этом месте Писания, как я вижу, есть нечто большее.

И это помогает увидеть один особенный перевод. В разных просмотренных мной переводах формулировка этого стиха практически не отличается, и только Месседж передает сказанное здесь по-своему, говоря: "В день, когда Бог исцеляет свой народ от ран и синяков, оставшихся после наказания, лунный свет вспыхнет, как солнечный свет, и солнечный свет, как целая неделя солнечного света сразу, зальет землю". В Расширенном переводе Библии еще можно найти приписку, что свет солнца за 7 дней будет сконцентрирован в одном.

Читать дальше: Свет солнца светлее всемеро, или Образ явления славы Божьей в умножившейся интенсивности

Вдохновение от Духа, или Неосознанное водительство Божье

В Ев. от Луки 2:27 читаем: "И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд..." -- этот стих есть частью истории о том, как Симеон встретился с Иосифом и Мариею, и Младенцем Иисусом. Ст.26 говорит о том, что Симеону было предсказано Духом, что он увидит Мессию. 

И как это было ему предсказано? Не говорится о том, что Дух Святой использовал для этого какого-то другого пророка, а потому речь идет о том, что это было возвещено Симеону лично. А это значит, что это было подобно тому, как Дух Святой говорит и показывает что-то нам. Это было личное обещание от Бога Симеону, и, как говорит толкование Далласской семинарии, это мог быть Божий ответ на пламенное чаяние (желание, ожидание) спасения для Израиля, хотя это было Спасение для всего мира. Так что Бог реагирует на наши чаяния, желания, ожидания, давая нам личные обетования, которые и исполняет по Своей милости и благодати. Аллилуия!

И хотя мы обращались к этой истории ранее (см. "Господь устроит исполнение слова"), однако Дух Святой повел к ней вновь. И поскольку Симеону как мужу благочестивому было обычно и привычно пребывать в храме, но именно там и произошло чудо исполнения личного обетования для него от Бога, то эта история в этот раз напомнила и то, что показал Бог ранее из другой истории, что сверхъестественное часто происходит среди обычного и привычного, как и Рождение Христа произошло среди обычного и привычного (см. "Чудо среди обычного"). Потому эти две истории -- Рождение Иисуса в хлеву и встреча Симеона с Младенцем в храме -- открывают и друг друга в этом подтверждают, что способ, или путь, того, как часто сверхъестественное является -- это среди нашего обычного и в нашем привычном, наполняя его новым смыслом, новой радостью от явления славы Божьей и исполнения Его чудесного плана для нас и через нас. И это то, что мне напомнила эта история, однако при чтении её в этот раз меня привлекло слово "вдохновение", которое использовано здесь для того, чтобы передать то, как Дух Святой вел Симеона.

Читать дальше: Вдохновение от Духа, или Неосознанное водительство Божье

Великая благодать Рождества, или Сюрприз от Бога

В Ев. от Луки 1:30 читаем: "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога". В этот Рождественский период мы вновь обращаемся к истории Рождества, и вновь Дух Святой обращает внимание на некоторые новые аспекты. В этом стихе Ангел приветствует Марию и говорит ей, что она обрела благодать у Бога. Так часто мы говорим о благодати и просим у Бога благодати, но понимаем ли мы до конца, что это значит? Хотя до конца, наверное, и не поймём, пока не придем на небо, где будет доступна вся полнота знания и понимания...

Часто благодать воспринимается как нечто абстрактное или как просто помощь и поддержка от Бога, и Господь, действительно, помогает нам по Своей благодати. Однако это далеко не все, что несет в себе благодать. С одной стороны, в контексте спасения благодать воспринимается как незаслуженный дар от Бога, и это верно. Однако это справедливо не только в контексте спасения. И на примере Марии мы можем увидеть, что благодать от Бога имеет конкретное выражение в жизни человека.

Она обрела благодать у Бога, и что было следствием? Она была избрана стать Матерью Иисуса, Мессии, Сына Божьего. Это не просто была благая участь растить Сына Божьего, но это позволило ей занять и особенное место в Царстве Божьем, и хотя протестанты не обожествляют Марию так, как католики и православные, всё же все её уважают и почитают. Потому Мария не просто вошла в историю христианства и человечества, но вошла со столь важной и почетной ролью той, через которую Рождество и совершилось. Комментарий Женевской Библии говорит о том, что она удостоилась особой чести от Бога, так что благодать принесла ей особую честь от Бога и уважение от людей. В конце концов, она --великий пример веры для всех нас, ведь она поверила одному слову от Бога, хотя это слово и было о невозможном. И в какой-то мере это тоже был для неё дар от Бога -- иметь Сына, да еще и столь славного.

Читать дальше: Великая благодать Рождества, или Сюрприз от Бога

Радость от исполнения ожиданий

В книге Притчей 10:28 написано: "Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет". Интересно, как говорится (в формулировке Синодального перевода) о том, что ожидание праведных -- радость. Однако мы знаем, что также написано в Притчах о том, что долго не сбывающаяся надежда томит сердце (Пр.13:12). Это к тому, что само по себе ожидание радостью не может быть, но вот если оно увенчивается исполнением ожидаемого, тогда это приносит радость. Посмотрим на другие переводы.

Расширенный перевод Библии говорит: "Надежда праведных [тех, кто обладает почетным (т.е. достойным чести и уважения, благородным, честным) характером и честностью] -- это радость, но ожидание нечестивых [тех, кто противостоит Богу и игнорирует Его мудрость], ни к чему не приводит".

Новый живой перевод Библии передает это так: "Надежды благочестивого кончаются счастьем (или букв.: имеют своим результатом счастье), но ожидания нечестивых ни к чему не приводят".

Перевод Современной английской версии формулирует это по-своему: "Если вы будете слушаться Господа, вы будете счастливы, но у нечестивых нет будущего".

И наконец Месседж: "Устремления хороших людей заканчиваются празднованием; амбиции плохих людей рушатся".

Читать дальше: Радость от исполнения ожиданий

Веселиться и радоваться о делах Божьих

В книге Иоиля 2:21 написано: "Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это". Как видим, здесь говорится веселиться и радоваться, потому что Господь велик, чтобы совершить все Им обещанное. А если мы почитаем дальше, то обещанное прекрасно -- это благословение и восстановление. И по причине того, что это исполнится, потому что Господь велик, и следует веселиться и радоваться.

Если посмотреть другие переводы, то хотя их формулировки и несколько отличаются, все же не существенно, потому у них звучит эта мысль с немного иным акцентом на то, что Господь уже совершил или совершает великое. Например, Месседж говорит: "Не бойся, Земля! Радуйся и празднуй! Бог совершил великие дела". Или Современная английская версия: "Господь творит чудеса и совершает великие дела. Потому скажи почве праздновать". 

Если соединить все это вместе -- все переводы, в т.ч. и Синодальный, то получится то, что мы можем и даже нам следует радоваться о том, что Господь совершил, что совершает и что еще совершит. Иначе говоря, у нас есть причины для радости, как в прошлом -- о том, что Господь уже совершил для нас; так и в настоящем -- что сила Божья совершает для нас или через нас в настоящем; так и в будущем -- что сила Божья еще проявит в нашей жизни.

Читать дальше: Веселиться и радоваться о делах Божьих

Будущность праведных -- мир, или Потрясающее будущее в Боге

В книге Псалмов 36:37 читаем: "Наблюдай за непорочным и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир". Синодальный перевод говорит о будущности праведного, которая есть мир, в отличии от нечестивых, будущность которых погибнет. Если посмотреть словарь Стронга, то мы найдем, что другие значения слова, переведенного как "будущность" -- это грядущее, последствия, конечный итог. А грядущее находится в будущем. Потому можем говорить о том, что в будущем праведника ждет мир, что будущее праведника заключается в мире, в то время как для нечестивых в их будущем их ждет погибель (ст.38). 

При этом не сложно догадаться, что за слово иврита переведено как "мир" -- это слово "шалом". А "шалом", как известно, на иврите значит не просто "мир", но и "благоденствие, благосостояние, здоровье, безопасность, дружелюбие" (по словарю Стронга; и много других хороших значений по словарю BDB). Если соединить это вместе, то увидим, что суть выраженной здесь мысли заключается в том, что в будущем праведника ждет мир, благоденствие, благосостояние, здоровье, безопасность и даже дружеское отношение окружающих (которое может быть вполне естественной реакцией на миролюбивость и дружелюбие самого праведного). Иначе говоря, будущее непорочного перед Богом заключается в благоденствии и мире, и здоровье, и целостности! Вот наше будущее в Боге и с Ним! Вот будущее всех, кто старается следовать за Богом и идти Его путем! И это независимо от того, что происходит в мире. Аллилуия!

Подтверждение этому находим и в других переводах. Начнем их рассмотрение с Расширенного перевода Библии: "Отметьте безупречного человека [духовно совершенного (или завершенного, целостного -- прим.при пер.)] и узрите праведных [идущих в нравственной непорочности]; у человека мира (наверное, имеется в виду: у чел. миролюбивого -- прим.при переводе) [хорошее] будущее [потому что честная жизнь благословляет потомков]". 

Читать дальше: Будущность праведных -- мир, или Потрясающее будущее в Боге

О собирании угольев на голову врага

В Посл. к Римлянам 12:19-21 написано:

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Павел здесь цитирует написанное в Пр.25:21-22. Стоит более детально изучить, что значит фраза "собрать на голову горящие уголья".

Естественно, существует уже много толкований этого места Писания и этого образа. Так, толкование Далласской семинарии говорит о том, что здесь, вероятнее всего, "подразумевался один из египетских ритуалов, согласно которому человек, желая показать, что глубоко в чем-то раскаивается, должен был носить на голове горшок с раскаленными древесными углями". Во свете этого, собрать горящие уголья -- это привести человека-врага к покаянию. Комментарий Женевской Библии высказывает похожую мысль: "Наша доброжелательность может привести обидчика к обращению или, по крайней мере, настолько устыдить, что поведение его исправится". Здесь уже говорится о том, чтобы и устыдить врага.

Если посмотреть в Расширенный перевод Библии (РПБ), то формулировка процитированного из Притч там практически не отличается, но в примечании тоже упоминается египетский обычай, когда человек нес на голове корзину с угольями, чтобы показать свой стыд и вину. На основании этого тоже делается заключение, что благотворительность врагу может привести к его посрамлению и к его покаянию. Если посмотреть на Новый живой перевод Библии (НЖПБ), то там просто говорится, что делая добро ты соберешь уголья стыда на голову неприятеля.

Читать дальше: О собирании угольев на голову врага

С добрым по доброму, с лукавым по лукавству его, или Господь отвечает взаимностью

В книге Псалмов 17:26-28 написано:

26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,

27 с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его,

28 ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.

Интересно, как это место Писания показывает как бы ответную реакцию Бога на состояние человека, так что Господь поступает с каждым согласно тому, каким он есть.

Лучше увидеть суть сказанного здесь помогают также и другие переводы. Например, Новый живой перевод Библии (далее -- НЖПБ) говорит о том, что Господь показывает, или являет, Себя каждому согласно состоянию каждого человека. Если дословно, то НЖПБ говорит: "Верным Ты показываешь себя верным; тем, кто честен, Ты показываешь честность. Чистым Ты показываешь Себя чистым, а нечестным -- [разоблачающе] проницательным. Ты спасаешь скромных, но унижаешь гордых". 

Формулировка Современной английской версии (САВ) похожа: "Ты всегда предан Своим преданным людям, и Ты верен верным. Со всеми искренними Ты искренен, но относишься к неверным так, как того заслуживают их дела". Месседж хоть и передает сказанное по-своему, все же суть мысли остается той же: "Хорошие люди вкушают Твою доброту, целостные люди вкушают Твое [божественное] здоровье, честные люди вкушают Твою правду, плохие не могут понять Тебя. Ты принимаешь сторону того, кто унижен, а вот превозносящихся Ты сокрушаешь (сламываешь)".

Читать дальше: С добрым по доброму, с лукавым по лукавству его, или Господь отвечает взаимностью