Подпишитесь на рассылку

Искать присутствия Божьего и следовать за Богом

Обратимся к Псалму 26 в переводе Месседж:

1 Свет, пространство, энергия — это Бог! Потому с Ним на моей стороне я бесстрашен, никого и ничего не боюсь.  

2 Когда полчища вандалов съезжаются, готовые съесть меня заживо, эти хулиганы и бандиты падают ниц.  

3 В осаде я спокоен, как младенец.  Когда весь ад вырывается на свободу, я собран и спокоен.  

4 Я прошу у Бога одного, только одного: прожить с Ним в Его доме всю мою жизнь.  Я буду созерцать Его красоту;  Я буду учиться у Его ног.  

5 Это единственное тихое, безопасное место в шумном мире. Идеальное место для отдыха, вдали от шума уличного движения.  

Читать дальше: Искать присутствия Божьего и следовать за Богом

Новое начало из безысходности

В Ев. от Иоанна 11:35-44 читаем: "³⁵ Иисус прослезился. ³⁶ Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. ³⁷ А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? ³⁸ Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. ³⁹ Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. ⁴⁰ Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? ⁴¹ Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. ⁴² Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. ⁴³ Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. ⁴⁴ И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет".

Эта история привлекает внимание вновь и вновь. Иисус, придя к пещере, сказал отвалить камень. Марфа сразу же попыталась отговорить Иисуса, обратив внимания на обстоятельства. Но как отреагировал Иисус? Принял ли Он во внимание текущие обстоятельства тела Лазаря? Нет. Он смотрел на славу Божью и на то, что она может сделать с текущими обстоятельствами. И потому Иисус ответил Марфе: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божью?»

Читать дальше: Новое начало из безысходности

Богу лучше, когда мало, чем когда много

В книге Суддей 7:2 написано: "И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: 'моя рука спасла меня'."

Примечательно, что Господь сказал, что Он не может предать Мадианитян в его руки с таким количеством народа, т.е. с 32 тыс. людей в армии. А это значит, что если бы Гедеон пошел с таким войском, то сила Божья не вмешалась бы и не вступилась бы за них, а потому Гедеон со своей армией, вероятно, потерпели бы поражение.

Вот как это место Писания сформулировано в других переводах. Современная английская версия (САВ) передает это так: “Господь сказал: «Гедеон, твоя армия слишком велика. Я не могу позволить тебе победить с таким количеством солдат. Израильтяне подумают, что они выиграли битву сами по себе и что Я не имею к этому никакого отношения”.

Новый живой перевод Библии (НЖПБ) передает похожую мысль: “Господь сказал Гедеону: «У тебя слишком много воинов. Если Я позволю всем вам сражаться с мадианитянами, то израильтяне будут хвалиться передо Мной, что они спаслись своими собственными силами”.

Читать дальше: Богу лучше, когда мало, чем когда много

Не бояться плохих новостей, или Ожидать триумфа

В книге Псалмов 111:7-8: "Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих".

Обратимся вновь к другим переводам.

Современная английская версия передает эти слова Псалма так: “7 Плохие новости не будут беспокоить их; они решили довериться Господу. 8 Они надежны (стабильны) и не боятся, и они доживут до того, чтобы увидеть поражение своих врагов”.

Новый живой перевод Библии предлагает похожую формулировку: “7 Они не боятся плохих новостей; они уверенно доверяют Господу, [что Он] позаботиться о них. 8 Они уверены в себе и бесстрашны и могут встретиться лицом к лицу со своими врагами триумфально”.

Расширенный перевод Библии говорит так: “7 Он не убоится плохих новостей;  Его сердце непоколебимо, доверяя Господу [уверенно полагаясь и веря в Него]. 8 Сердце его твердо, он не убоится, когда он смотрит [с удовлетворением] на своих противников”.

А Расширенный перевод Библии в классическом издании предлагает несколько иную формулировку: “7 Он не убоится злых известий; его сердце твердо утверждено, доверяя (опираясь и будучи уверенным) в Господе. 8 Утверждено и непоколебимо сердце его, и он не убоится, ожидая, пока его желание исполнится над его противниками”.

Читать дальше: Не бояться плохих новостей, или Ожидать триумфа

Не поддаваться давлению, но смотреть на Бога

или Господь расстроит намерения врага

В книге Неемии 4:11-15 читаем: "¹¹ А неприятели наши говорили: не узнают и не увидят, как вдруг мы войдем в средину их и перебьем их, и остановим дело. ¹² Когда приходили Иудеи, жившие подле них, и говорили нам раз десять, со всех мест, что они нападут на нас: ¹³ тогда в низменных местах у города, за стеною, на местах сухих поставил я народ поплеменно с мечами их, с копьями их и луками их. ¹⁴ И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим и начальствующим и прочему народу: не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои. ¹⁵ Когда услышали неприятели наши, что нам известно намерение их, тогда разорил Бог замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый на свою работу".

Неемия и его сотрудники оказались в ситуации, когда враги замышляли тайное нападение, а работающим об этом твердили раз 10 – как говорится, все уши прожужжали. И это тоже было элементом психологического давления, ведь вот тут только народ собрался и начал работать, чтобы подняться из руин, как неприятели сговорились напасть, чтобы остановить это дело. При этом сами эти слухи о намерениях неприятелей, очевидно, не были вдохновляющими.

Но как вел себя Неемия? Он не убоялся, но подготовился. Он верил в поддержку Божью, говоря всем о том, что Бог будет сражаться за них, однако он не исключал того, что им может прийтись сражаться. Хотя, благодарение Богу, не пришлось. Но Неемия все равно был готов, так что в стихах 17-20 описывается, что строившие одной рукой работали, а другой держали копье, все были препоясаны мечом, и с Неемией был трубач, чтобы вдруг что, созвать всех к сражению. Кроме этого, у них отдельные люди стояли на страже. Вот так они работали: 

Читать дальше: Не поддаваться давлению, но смотреть на Бога

Молиться, вместо того, чтобы беспокоиться

или Мир и спокойствие от Бога

В Посл. к Филиппийцам 4:6-7 написано: "⁶ Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, ⁷ и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе".

Рассмотрим это место Писания в разных переводах, ведь интересно, как здесь молитва и принесение Богу всех своих желаний через молитву и прошения связывается с миром Божьим.

Начнем с Расширенного перевода Библии (далее -- РПБ) в классическом издании, который говорит: “6 Не тревожьтесь и не беспокойтесь ни о чем, но во всех обстоятельствах и во всем в молитве и прошении (определенных просьбах) с благодарением открывайте свои желания пред Богом. 7 И мир Божий [будет вашим, это спокойное состояние души, уверенной в своем спасении через Христа, и поэтому ничего не боящейся от Бога и довольствующейся своей земной участью, какой бы она ни была, этот мир], который превосходит всякое понимание, будет охранять и стоять на страже ваших сердец и умов во Христе Иисусе”.

В этой формулировке примечательно, как поясняется этот мир – как спокойное состояние души, уверенной в своем спасении через Христа, которая не боится ничего от Бога – как подразумевается, наказания за грех, от которого Христос искупил и избавил – и которая довольствуется своей участью на земле. И это определение можно разбить на три части, которые как бы есть составляющими спокойствия души. Во-первых, уверенность в спасении через Иисуса – если её не иметь, то и мира не будет. Но мы можем быть спокойны, потому что Христос даровал нам спасение, так что наша участь, по большому счету, уже определена – как бы что там ни было, мы с Богом и будем с Богом, и ведь мы знаем, что написано, что если Бог за нас, то тогда кто или что может быть против?.. 

Читать дальше: Молиться, вместо того, чтобы беспокоиться

Господь укрепляет и дает силу

В посл. к Филиппийцам 4:11-13 написано: "¹¹ Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. ¹² Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. ¹³ Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе".

Это, как известно, наисал Ап. Павел, и он -- хороший пример. Он исполнял свое призвание, не смотря ни на что. И что ему ни пришлось только претерпеть, но здесь он говорит, что он все может в укрепляющем его Иисусе Христе.

Рассмотрим это место Писания в Расширенном переводе Библии: 

11 Не то чтобы я говорил из [какой-то личной] нужды, потому что я научился быть довольным [и самодостаточным через Христа, удовлетворенным до такой степени, что я не волнуюсь и не беспокоюсь] независимо от моих обстоятельств. 12 Я знаю, как обходиться и жить смиренно [в трудные времена], а также умею наслаждаться изобилием и жить в достатке. В любых и разных обстоятельствах я узнал секрет [того, как встретиться лицом к лицу со всем в жизни], будь то сытый или голодный, будь то в изобилии или в нужде. 13 Я могу делать все, [к чему Он призвал меня] через Того, Кто укрепляет и дает мне силу [для выполнения Его замысла — я самодостаточен в достаточности Христа; Я готов ко всему и равен всему через Него, Который вселяет в меня внутреннюю силу и уверенный покой].

Читать дальше: Господь укрепляет и дает силу

Откуда помощь, или Ответ от Бога

В книге Псалмов 120:1-2 написано: "¹ Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. ² Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю". Остановимся на вопросе стиха 1 о том, откуда же придет помощь?.. Ведь часто в естественном все может выглядеть так, что откуда же может прийти помощь? Откуда возьмется ответ?.. Посмотрим на другие переводы.

Современная английская версия передает это так: “Я смотрю на холмы! Где я найду помощь?” Новый живой перевод Библии говорит так: “Я смотрю на горы – моя помощь исходит оттуда?” В формулировке Месседж стихи 1-2 идут вместе: “Я смотрю на горы; моя сила исходит от гор? Нет, моя сила исходит от Бога, сотворившего небо и землю, и горы”.

Как видим, везде звучит этот вопрос: “Откуда помощь? Где найти помощь? Помощь из гор? Разве оттуда?..” И это часто напоминает нас: мы смотрим по сторонам, и в естественном нет ничего, что бы могло свидетельствовать о том, что может прийти помощь или что она на пути, или что все может измениться… Часто бывает и так, что мы смотрим не в ту сторону, как здесь псалмопевец смотрел на горы… Но вот суть в том, что независимо от того, как все выглядит в естественном, помощь приходит от Бога и может изменить все. И вот если смотреть не на Бога, а в какую-то другую сторону, то так всегда будешь смотреть не туда; но если смотреть на Бога, то так мы всегда будем смотреть в правильную, в ту сторону, из которой помощь и придет.

Читать дальше: Откуда помощь, или Ответ от Бога

Не сомневаться в Иисусе

или Суть не в волнах, а в реакции на них

В Ев. от Матфея 14:25-33 читаем: "²⁵ В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. ²⁶ И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. ²⁷ Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. ²⁸ Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. ²⁹ Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, ³⁰ но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. ³¹ Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? ³² И, когда вошли они в лодку, ветер утих. ³³ Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий".

Это очень известная история, однако поразмышляем над ней вновь. Петр вышел из лодки и пошел по воде, но потом, видя сильный ветер, начал тонуть. В других переводах, в частности, в Месседж, рисуется более колоритная картина: “Выскочив из лодки, Петр подошел к Иисусу по воде. Но когда он посмотрел вниз на волны, вспенившиеся под его ногами, он потерял самообладание (или мужество) и начал тонуть. Он закричал: «Учитель, спаси меня!» (ст.29-30)”.

Исходя из этой иллюстрации, можно увидеть некий акцент на том, что Петр посмотрел вниз на волны. Сначала он смотрел на Иисуса, потому выпрыгнул из лодки, чтобы подойти к Нему. Но потом посмотрел на волны. В Расширенном переводе Библии также сказано, что когда Петр увидел (воспринял, осознал) и почувствовал сильный ветер, тогда испугался и начал тонуть. Когда он был в лодке и когда он вышел из лодки, ветер был такой же сильный и такими же высокими и пенящимися были волны, но Петр, похоже, настолько был увлечен Иисусом и тем, что Он пришел к ним по воде, что уже перестал осознавать, воспринимать эту бурю, и ему захотелось подойти к Иисусу. И он пошел. Он начал идти, когда ветер и волны были столь же сильными. Но потом он посмотрел вниз – переключил внимание с Иисуса на бушующие волны, на обстоятельства. Осознав всю естественную беспомощность своего состояния, он испугался. И начал тонуть.

Читать дальше: Не сомневаться в Иисусе

Символизм даров в истории Рождества

В Ев. от Матфея 2:9-11 читаем: "⁹ Они (волхвы, мудрецы - Т.Б.), выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. ¹⁰ Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, ¹¹ и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну".

Важной частью истории Рождества есть поклонение волхвов Иисусу. В некоторых источниках указано, что буквально это слово, переведенное как “волхвы”, значит “маги”; хотя довольно распространенным есть и восприятие этих волхвов как неких восточных царей. Считается также, что именно они стали основателями традиции дарить подарки на Рождество (хотя Сам Мессия был первым и самым главным подарком человечеству от Бога-Отца, так что Кто основал традицию дарить подарки, еще нужно разобраться…). Но как бы то ни было, эти люди пришли поклониться Мессии. 

И хотя повествование не говорит конкретно о том, что это были за люди, очевидно, что это были люди знатные и ученые, которые, во-первых, могли позволить себе дальнее путешествие; во-вторых, могли позволить себе подарить столь дорогостоящие подарки; и в-третьих, исследовали звёздное небо, что и дает основания отнести их к ученым. Сам Ирод принял их. Думаю, простые и заурядные люди вряд ли бы удостоились личной аудиенции царя. Так что это точно были люди не простые и необычные. И вот они пришли поклониться Мессии своими дарами. 

И вот интересно, что они не просто пришли поклониться Иисусу, но принесли ему и дары. А это было богатство язычников, так сказать. Потому в истории Рождества можем увидеть еще и идею перевода богатства. И вот Писание, опять-таки, не уточняет, сколько же именно было принесено ими в дар, однако практически все исследователи и толкователи говорят о том, что это были подарки, достойные царя, или подходящие царю. Потому грамм золота они точно не могли подарить, ведь это не достойно царя… И вот обычно, чем более великий царь, тем большими должны быть и дары, достойные его. А если они шли поклониться Царю царей, тогда это должны были быть подарки весьма и весьма значительные. Потому, полагаю, речь не идет даже о маленькой шкатулочке золота… это вполне мог быть достаточно приличный сундук, достойный великого Царя.

Читать дальше: Символизм даров в истории Рождества