Подпишитесь на рассылку

Отдалены от ужаса

В книге Исаии 54:14 написано: "Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе". Хотя даже сказанное в Синодальном переводе утешает, ведь звучит обетование о том, что Господь отдалит всякий ужас и угнетение, все же стоит поисследовать это место писания немного глубже. Обратимся к другим переводам.

Расширенный перевод Библии в классическом издании говорит: “Ты утвердишься в праведности (правоте, в соответствии с волей и порядком Бога): ты будешь далека даже от мысли угнетения или разрушения, потому что ты не будешь бояться, и от ужаса, потому что он не приблизится к тебе”. Здесь примечательно сказанное о далекости даже от мысли угнетения и разрушения. И это обращение направлено к Израилю в общем, и к Иерусалиму, в частности, в образе жены, которую Господь утешит, а Израиль в Ветхом Завете, как известно, есть образом Церкви в Новом Завете, а Иерусалим – символом человеческого сердца, так что это обращение имеет прямое отношение ко всем нам. Потому даже мысль об угнетении будет удалена от нас. И да будет так!

Современная английская версия передает это так: “Ты будешь основана на справедливости без опасений несправедливости; каждая из твоих волнений (или: опасений, забот) будут забраны далеко от тебя”. Здесь мне понравилось сказанное о том, что каждое из волнений, что может также быть переведено как каждое из опасений или забот, будут забраны далеко от нас. А это значит, что все то, о чем мы могли волноваться и переживать, что могло вызывать у нас волнения, переживания, опасения, будет забрано далеко от нас! А если это далеко, то это больше нас не тревожит, не смущает и даже не находится в нашем поле зрения, так что то, что прежде могло вызывать волнение и вовсе забудется. Аллилуия!

Читать дальше: Отдалены от ужаса

Ответ Божий в истории Рождества

В Ев. от Луки 2:1-20 читаем о событиях Рождества:

¹ В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. ² Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. ³ И пошли все записываться, каждый в свой город. ⁴ Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, ⁵ записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. ⁶ Когда же они были там, наступило время родить Ей; ⁷ и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".⁸ В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. ⁹ Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. ¹⁰ И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ¹¹ ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; ¹² и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. ¹³ И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: ¹⁴ слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ¹⁵ Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. ¹⁶ И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. ¹⁷ Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. ¹⁸ И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. ¹⁹ А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. ²⁰ И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, как им сказано было.

История Рождества всегда есть ответом на все, с чем бы ни столкнулось человечество. Иисус пришел как Божий ответ на все то проклятие, в котором погрязло человечество после грехопадения. И вот в этом контексте стоит заметить, что Иисус пришел тоже в довольно смутное время.

Читать дальше: Ответ Божий в истории Рождества

Недоступны для зла и проклятия

Мы продолжим рассмотрение Псалма 90 и остановимся теперь на стихах 7-8, которые говорят о непроницаемости находящегося под покровом Всевышнего: "⁷ Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: ⁸ только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым".

Но прежде, чем начать рассмотрение этих стихов, обратимся к другим переводам.

Расширенный перевод Библии говорит:

7 Тысячи могут упасть с одной стороны

И десять тысяч по правую руку от тебя,

Но опасность не приблизится к тебе.

8 Ты будешь только [зрителем], глядя на него своими глазами

И [будешь] свидетелем [божественного] возмездия нечестивым [в то время как ты в безопасности наблюдаешь из убежища Всевышнего].

Мне понравилось, как здесь рисуется картина, образ того, что избравший Бога своим прибежищем только наблюдает за происшествиями в мире, находясь в безопасности в убежище Всевышнего, потому что сказано, что опасность, никакая опасность, не приблизится. Следовательно, видимое не должно нас пугать, и мы не должны позволять ему влиять на нас, как не позволил Давид повлиять на него всему видимому в отношении Голиафа. Нам нужно понимать, что в мире мы можем и будем наблюдать опасности и скорби, однако при этом нам следует помнить, что мы посреди всего этого находимся в безопасности в убежище Всевышнего. 

Читать дальше: Недоступны для зла и проклятия

Безопасное место в Боге

Или Божье присутствие есть убежище

Обратимся к хорошо известному Псалму 90, только в этот раз остановимся на начале этого Псалма и рассмотрим ст.1-3: "¹ Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, ² говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» ³ Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы".

Рассмотрим эти стихи также в других переводах.

Начнем с Нового живого перевода Библии: 

1 Живущие в убежище Всевышнего

найдут покой в тени Вседержителя.

2 Вот что я провозглашаю о Господе:

Он один - мое убежище, мое безопасное место (или место безопасности);

Он - мой Бог, и я Ему доверяю.

3 Ибо Он спасет тебя от каждой ловушки

и защитит от смертельной болезни.

Читать дальше: Безопасное место в Боге

Следствия пребывания Бога с нами

Во 2-й книге Паралипоменон 1:1 написано: "¹ И утвердился Соломон, сын Давидов, в царстве своем; и Господь, Бог его, был  с ним, и вознес его высоко". Здесь говорится о Соломоне, однако этот стих мы возьмем как отправную точку. В этом стихе тоже звучит мысль того, что Бог был с Соломоном. И по этой причине Соломон утвердился в своем царстве – как говорят другие переводы, взял полный контроль над царством, и Господь вознес его чрезвычайно высоко.

А это показывает, что если Господь с нами, то Он даст нам утвердится в том положении, в которое нас поставил, и будет возвышать нас до того, что мы возвысимся чрезвычайно, или весьма, высоко. Вот Божий план для всех Его избранных. И это будет не нашими силами, потому что своими силами это невозможно, но вот для силы Божьей это легко. Потому Божье присутствие с нами, Его помазание на нас, чтобы утвердить нас, сделать наше положение прочным, так чтобы никто и ничто не могли пошатнуть и поколебать его, и возвысить нас высоко – весьма, чрезвычайно высоко, а это значит, что это будет выходить за рамки наших представлений, как, полагаю, выходило за рамки представлений и Соломона и Давида все то богатство и слава, и величие, которое Господь дал Соломону. 

В 1Пар.29:28 говорится о Давиде, что он был насыщен жизнью, славою и богатством, но Соломон в славе и богатстве превзошел его. Хотя примечательно, что о патриархах говорится как о насыщенных жизнью, но вот о Давиде, о помазаннике Божьем, сказано как о насыщенном и славою, и богатством, а не только жизнью. А это указывает на то, что у Бога есть план для Своих избранных и помазанных, чтобы не просто насытить их жизнью, но и славою, и богатством. И это все должна быть и будет Божья работа в жизни верующего, результат, или следствие действия Божьего помазания, Божьего присутствия в жизни дитя Божьего и Его избранного. Вот что приносит фактор Божьего присутствия в жизни! Однако не только это…

Читать дальше: Следствия пребывания Бога с нами

Увидеть землю и взять её во владение

В книге Иисуса Навина 2:1, 24 читаем: "¹ И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно, и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. ... ²⁴ И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас".

Интересно, что Иисус Навин послал уже двух соглядатаев, а не 12. В прошлый раз, когда Моисей посылал соглядатаев в Чис.13, только двое из 12 принесли послание веры: “Пойдем и овладеем землей, ибо мы можем одолеть её”. Теперь же Навин послал только 2. И эти двое принесли ему тоже весть истины: вся земля Ханаанская в страхе от Израильтян.

И примечательно, что именно эти двое здесь прояснили картину и дали увидеть истину, в отношении которой ошиблись те 10, ходивших раньше – те 10 тогда твердили иное, что Хананеи видят их саранчой перед собой, но эти уже со слов самой хананеянки узнали, что это вся земля Ханаанская в страхе от Израиля и от их Бога. Тогда Иисус Навин и Халев тоже говорили верно, однако у них тогда не было этих данных, так сказать, что жители Иерихона боятся Бога Израилева, а эти двое принесли весть, которая показала абсурдность и ошибочность молвы, которую распространили те 10 40 лет назад.

Читать дальше: Увидеть землю и взять её во владение

Не жаловаться, но действовать

или Вера сохранит от вреда и даст наслаждаться успехом

В книге Даниила 6:10, 21-23 читаем: "¹⁰ Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того. ... ²¹ Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! ²² Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. ²³ Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего".

Это история Даниила, когда другие князья из зависти сговорились против него и издали указ, чтобы уловить Даниила. И он отказался преклоняться перед несправедливым указом, запрещающим ему молиться к своему Богу, за что был брошен в львиный ров, но львы не навредили ему.

И вот примечательно, что когда Даниил узнал об указе, он не начал жаловаться, не начал возмущаться и негодовать, обсуждать царя, какой он недалекий, и других князей, какие они плохие… Нет, он просто пошел и сделал то, что и раньше – начал молиться у окна, выходящему в сторону к Иерусалиму. Он даже не пытался спрятаться. Как видим, он не жаловался, он даже не высказал свою точку зрения царю об этом указе, а просто действовал.

Нечто похожее встречаем и в других историях. Седрах, Мисах и Авденаго тоже не жаловались и не кляли Навуходоносора за его указ, а просто действовали – они отказались преклониться перед истуканом (Дан.3). И Мардохей не жаловался на Амана и не проклинал его, а просто действовал – продолжал стоять, когда все другие падали ниц (Есф.3). И вот это тоже в контрасте с тем, как обычно ведут себя люди. Они жалуются, негодуют, возмущаться и проклинают, но потом преклоняются и падают ниц. В лицо тех, кого они за спинами проклинают, они улыбаются, умиляются и покоряются. Но вот эти евреи действовали иначе: они не жаловались и не возмущались, но не преклонялись. И это показывает совершенно иное отношение.

Читать дальше: Не жаловаться, но действовать

Владычествовать над штормом

В Ев. от Матфея 8:23-27 написано: "²³ И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. ²⁴ И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. ²⁵ Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. ²⁶ И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. ²⁷ Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?"

Это та же история, что в Мк.4:35-41, только в Мк. записано, что Иисус сказал им: “Переправимся на ту сторону”, а в Мф. просто сказано, что Иисус вошел в лодку и за Ним последовали ученики. И эта история уже неоднократно рассматривалась многими в контексте того, что тот шторм встретил их на пути исполнения воли Божьей. Однако почему все же Иисус сказал им переправиться и почему они таки переправились (достигли берега)? Потому что Иисус явил владычество над штормом.

А затем Иисус обратился к ученикам и их спросил, почему они так боязливы? А до этого Сам Он спал. Ведь среди учеников были опытные рыбаки, которые не боялись ни воды, ни глубины, но вот получается, что шторм был такой, что и они испугались. Но почему Иисус к ним обратился с вопросом? Если бы они не могли ни на что повлиять и сами решить это, то обращался ли бы к ним Иисус с таким вопросом? А это говорит о том, что они могли тоже применить то, чему научились у Иисуса, и остановить шторм. И это подводит нас к следующему: Иисус и не стал бы их посылать на другую сторону, если бы они не могли справиться с штормом, т.е. не имели владычества над ним.

Читать дальше: Владычествовать над штормом

Вера сделает так, что это произойдет

В Ев. от Матфея 8:5-10,13 написано: "⁵ Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: ⁶ Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. ⁷ Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. ⁸ Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ⁹ ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. ¹⁰ Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. ... И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час".

Мы уже как-то немного рассматривали эту историю в контексте власти слова Иисуса (см. "Слово власти, или Одного слова достаточно"), теперь же остановимся на ней детальнее, а именно на сказанном в ст. 13. Его стоит рассмотреть в формулировке Современной английской версии ("CEV"), которая говорит: “Тогда Иисус сказал сотнику: «Теперь ты можешь идти домой. Твоя вера сделала так, что это произошло». Именно тогда его слуга был исцелен”.

Вера сделала так, что произошло исцеление. Не было бы веры, не произошло бы и исцеления. А не было бы у сотника откровения о власти, которое он перенес на духовную власть Иисуса, то не было бы и веры. Как видим, мы приходим вновь к той же формуле: познание → вера → проявление (хотя у сотника было познание именно власти). И у сотника была вера именно во власть Иисуса, и эта вера сделала так, что исцеление произошло, и не просто произошло, но так, как сотник сказал – без необходимости Иисусу приходить в дом, что, по сути, значило, что оно произошло быстрее, ведь сказано, что слуга исцелился прямо тогда, а если бы Иисус шел с ним, то это потребовало еще определенного времени.

Читать дальше: Вера сделает так, что это произойдет

Быть уверенным в Боге

В Ев. от Матфея 9:1-8 читаем: "¹ Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. ² И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. ³ При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. ⁴ Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ⁵ Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? ⁶ Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. ⁷ И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. ⁸ Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам".

Это известная история, однако в Ев. от Матфея она описана не полностью, а в Ев. от Марка 2:3-4 говорится еще и о том, что этих друзей было 4, и они разобрали кровлю дома, чтобы “доставить” своего друга перед лицо Иисуса. И в этот раз остановимся на сказанном о том, что Иисус, видя веру их, сказал… Иисус, видя веру их, отдал приказ. 

И сначала стоит немного остановиться на вере. Перевод Месседж говорит, что Иисус увидел их смелое верование. И вот это говорит о том, что веру видно. Да, она есть нематериальной силой, так что её нельзя ощутить буквально, однако истинная вера, твердая уверенность, смелое верование, настолько отражается в поведении, действиях и словах человека, что её становится видно. И вот Расширенный перевод Библии (РПБ) говорит о том, что эта вера, которую было видно, исходила из уверенности в Иисусе. 

Читать дальше: Быть уверенным в Боге