Подпишитесь на рассылку

Господь -- свет, спасение, крепость жизни

В книге Псалмов 26:1 написано: "Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь — крепость жизни моей: кого мне страшиться?". Хотя этот стих довольно удачно сформулирован в Синодальном переводе, все же обратимся и к другим переводам.

Современная английская версия (САВ) говорит: "Ты, Господь, свет, который хранит меня в безопасности. Я никого не боюсь. Ты защищаешь меня, и я не имею никаких страхов". Новий живой перевод Библии (НЖПБ) передает это так: "Господь - мой свет и мое спасение - так чего мне бояться? Господь - моя крепость, защищающая меня от опасностей, так почему я должен дрожать?" И Месседж: "Свет, пространство, энергия - это Бог! Потому с Ним на моей стороне я бесстрашен, никого и ничего не боюсь".

Итак, сначала говорится о том, что Господь -- свет. САВ связывает этот свет с безопасностью, и что-то в этом есть, ведь человек всегда чувствует себя в большей безопасности на свете, а не когда во тьме. Однако у меня есть и другие ассоциации с этим светом от Господа. В ином месте Писания говорится о том, что светильник нечестивых угаснет. В этом контексте свет символизирует нечто большее, чем просто безопасность, но и саму жизнь и благополучие в ней.

Читать дальше: Господь -- свет, спасение, крепость жизни

Преодолеваем силой Возлюбившего нас, или Ошеломляющая победа силой Божьей

В Посл. к Римлянам Рим.8:35-37 написано:

³⁵ Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: ³⁶ «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». ³⁷ Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

Не смотря на все обстоятельства, о которых Павел упоминает в ст.35-36, он утверждает, что верующие, и он в их числе, все сие преодолевают. В современном мире много вызовов, хотя, может, и не столько, как раньше (ведь если в средневековье, например, вражеские набеги и все исходящие последствия из этого было частым явлением, то сегодня большая часть людей живет в мире). И с одной стороны, некая тепличность условий приучила людей к комфорту, так что малейший дискомфорт может уже пугать; но с другой стороны, все же и в наше время человечество сталкивается с реальными вызовами, которые, действительно, вселяют в людей страх о будущем. И как мы будем реагировать на эти вызовы? Павел бы отреагировал так, как мы прочитали: "Все сие преодолеваем силой Возлюбившего нас".

И почему Павел имел способность так реагировать и не бояться, и не позволять никаким трудностям, вызовам, бедствиям остановить его? Ответ здесь же: потому что он смотрел на силу Божью и на то, что она может сделать со всеми вызовами и трудностями. Но как смотрим и реагируем мы? Видим ли мы силу Божью, которая больше и сильнее любого вызова, с которым только может столкнуться человечество? Видим ли мы неограниченную в крепости и могуществе силу Божью, которая укрепит нас и поможет нам, и сохранит нас, и защитит, и восстановит? Ведь если мы будем видеть силу Божью, которая больше, а не сами только вызовы вокруг, то они не будут нас обескураживать. Но если мы только и видим, что происходящее в мире, и забываем о силе Божьей, следствием чего мы начинаем воспринимать ситуацию, как будто бы мы сам-на-сам с этим, то это и вызывает реакцию волнения, это и дает место страху.

Читать дальше: Преодолеваем силой Возлюбившего нас, или Ошеломляющая победа силой Божьей

Суть Божьей заботы и поддержки

В книге Псалмов 54:23 написано: "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику". 

Мы уже обращались к этому месту Писания в предыдущей публикации, и там мы останавливались на слове "возложить", которое буквально на иврите значит "отбросить, перебросить", так что нам нужно отбрасывать все заботы и перебрасывать их на Господа. Однако теперь остановимся более на том, что сказано здесь о поддержке Господней для нас.

Конечно, сложно не заметить сходство сказанного здесь и написанного в 1Пет.5:7: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас". Однако Петр говорит просто о том, чтобы возложить заботы, потому что Господь печется о нас. Скорее всего, Петр или цитирует, или, по крайней мере, имел в виду это место Писания в Псалмах, когда писал это свое наставление. И вот здесь, как мне кажется, более обширно выражена забота Божья о нас, ведь сказано, что Господь поддержит и никогда не даст поколебаться праведнику.

Если обратиться к значению слов иврита, то слово оригинала "кул", согласно словарю Стронга, значит: "1. схватывать, вмещать, содержать; 2. обеспечивать или снабжать (пищей), прокармливать; 3. поддерживать, заботиться, защищать". Как видим, слово достаточно многогранное. Итак, оно говорит о том, что, во-первых, Господь схватит и подхватит всех, полагающихся на Него, если они пошатнутся и тем самым не даст поколебаться с тем, чтобы упасть. С другой стороны, это может значить также и то, что как только мы отпустим заботу, так Господь сразу же и схватит её, чтобы Ему позаботиться о нас. Как только мы решим отбросить заботу, так её Господь и подхватит, чтобы Самому устроить все для нас -- организовать Свое решение (и его исполнение, проявление) и показать нам его. Аллилуия!

Читать дальше: Суть Божьей заботы и поддержки

Отбросить заботу и получить поддержку от Бога

В книге Псалмов 54:23 написано: "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику". Это еще одно место Писания, которое наставляет возложить заботы на Господа. И это место Писание с обетованием Божьей поддержки. Таким образом, чтобы дать Богу возможность поддержать нас и не дать нам поколебаться, мы должны, мы обязаны, возложить все свои заботы на Господа.

При этом стоит обратить внимание на значение слова иврита, переведенного как "возложить". Это русское слово ассоциируется с каким-то медленным, мягким, осторожным и, возможно, нерешительным действием. Но на иврите употребленное слово имеет нечто иную окраску. Согласно словарю BDB, слово "שָׁלַךְ (šālaḵ)" значит "бросать, отбрасывать, швырять". Иначе говоря, речь идет о решительном, целеустремленном, незамедлительном (без промедления) действием с применением силы, ведь чтобы швырнуть что-то, нужно применить силу. И в физическом мире "швырять" обозначает сильный бросок материальной вещи, для чего требуется применение силы физической -- в отношении же заботы речь идет о необходимости применения силы духовной.

Исходя из этого, можем увидеть, что здесь Писание наставляет нас просто отбросить заботу, швырнув её Иисусу. Другими словами, мы настолько решительно, беспромедлительно и целеустремленно хотим избавиться от заботы, что передача её Иисусу в духовном похожа на сильный бросок -- на швыряние. Мы не принимаем заботу, мы не боремся с сомнениями в отношении того, нести нам её или не нести, переложить или не переложить её на Господа, нет. Мы настолько решительно настроены против заботы, что просто отбрасываем её. И когда она попытается прийти, наша реакция будет беспромедлительной: мы просто отталкиваем её, мы решительно её отбрасываем в руки Иисусу. И благодарение Богу, Он не может не словить! Ведь говорится о том, что Он поддерживает всех, кто передает Ему свою заботу.

Читать дальше: Отбросить заботу и получить поддержку от Бога

Господь -- твердыня, или Наше надежное основание в Боге

Мы продолжаем рассматривать Псалом 61, потому мы остановимся на некоторых аспектах стиха 2, которые не рассмотрели в предыдущей публикации, а также обратимся к написанному в стихах 7-8:

² Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.

⁷ Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. 

⁸ В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.

Стоит сказать, что весь этот Псалом особенный, и в нем несколько мыслей, на которых стоит отдельно остановиться. Однако главное внимание мы уделим сказанному именно в этих стихах. Здесь неоднократно повторяется мысль о том, что Господь есть твердыней и убежищем. Посмотрим, как это звучит в иных формулировках.

В частности, Расширенный перевод Библии (РПБ) говорит: "2 Он один - моя скала и мое спасение, Моя защита и моя крепкая башня; Я не поколеблюсь и не буду разочарован. 7-8 Только Он моя скала и мое спасение; моя крепость и моя защита, я не поколеблюсь и не буду обескуражен. На Боге основываются мое спасение и моя слава; Он моя скала [непоколебимой] силы, мое убежище в Боге".

Как видим, здесь вместо твердыни используется слово скала, что может быть более понятно. Кроме этого, надежность упования на Бога передается также словами: крепость, защита; в других переводах употребляются еще и такие слова, как башня, безопасное место. И все это призвано передать нам надежность и непоколебимость Бога как основания нашей веры и доверия Ему, нашего спасения и избавления, которые приходят от Него.

Читать дальше: Господь -- твердыня, или Наше надежное основание в Боге

Успокоение и благополучие в Боге, или Независимость нашего мира и благополучия от людей и обстоятельств

В книге Псалмов 61:2 написано: "Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое". Как видим, в Синодальном переводе здесь звучит утверждение того, что в Господе душа псалмопевца находит успокоение, а потому в этом можно усмотреть и призыв душе успокоиться в Господе, потому что от Него -- спасение. Мы рассмотрим некоторые иные переводы, толкование, а потом обратимся и к тексту оригинала. Пойдем по порядку.

Современная английская версия (далее - САВ) говорит: "Только Бог может меня спасти, и я спокойно ожидаю Его [или я в мире (и спокойствии) с Ним -- сноска]". Новый живой перевод Библии (далее - НЖПБ) передает это так: "Я тихо ожидаю [или: "я в тихом ожидании" -- прим.при переводе] перед Богом, потому что моя победа исходит от Него". И перевод Месседж (пер. "Послание"): "Бог, единственный и неповторимый -- я буду ожидать столько, сколько Он скажет. Все, что мне нужно, исходит от Него, так почему бы и нет?"

Как видим, в этих переводах прослеживается идея не только успокоения в Господе, но и ожидания Его или от Него. И чтобы спокойно ожидать от Бога -- ждать Его движения, Его ответа, -- нужно иметь покой и мир в душе, иначе тихого и спокойного ожидания не получится! Вообще ожидания не получится, потому что когда мы взволнованы, то сложно спокойно сидеть, сложа руки. Но вот псалмопевец говорит, что он спокоен в уповании на Бога, потому что от Него исходит его спасение.

Читать дальше: Успокоение и благополучие в Боге, или Независимость нашего мира и благополучия от людей и...

Видеть, что с нами больше

В 4Цар.6:16-17 написано: "16 И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. 17 И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея".

Столкнувшись с тем, что было больше естественных сил Елисея, он видел себя на стороне тех, кого больше, с точки зрения сверхъестественного. Но как мы видим себя в похожих обстоятельствах, когда сталкиваемся с тем, что выглядит больше нас и наших естественных возможностей? Видим ли мы себя так, как Елисей, что с нами -- больше?

Если посмотреть на Израильтян в пустыне, то когда они столкнулись с исполинами, они оценили себя с точки зрения своих естественных возможностей, а потому и упустили то виденье сверхъестественного, в котором они были сильнее тех великанов, ведь с ними было больше -- Ангельское воинство (Чис.14). Но вот истина-то заключалась именно в этом -- что их больше и что они сильнее, а потому они имели все способности и возможности взять землю, иначе Бог не привел бы их туда. И вот здесь вновь стоит отметить, что Бог не ведет нас к тому, что равно и соответствует нашим естественным возможностям. Более того, если есть это соответствие, если это не выглядит сверхъестественно, то, скорее всего, это человеческое решение, предложение, вариант, ведь Бог обычно в том, что больше... 

Читать дальше: Видеть, что с нами больше

Избыток обеспечения и сладость утешения, или Суть (составляющие) Божьего покрова

В книге Псалмов 35:8-10 написано:

8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:

9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,

10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.

Рассмотрим другие переводы:

Новый живой перевод Библии (НЖПБ) говорит: "Как драгоценна Твоя неизменная любовь, Боже! Все человечество находит убежище в тени Твоих крыльев. Ты кормишь их изобилием Твоего собственного дома, позволяя им пить из Твоей реки наслаждений. Ибо Ты -- источник жизни, свет, которым мы видим". 

Современная английская версия (САВ) немного отличается: "Твоя любовь -- сокровище, и каждый находит убежище в тени Твоих крыльев. Ты устраиваешь Своим гостям пир в Своем доме и подаешь вкусный напиток, который течет рекой. Живительный [букв. "дающий жизнь"] фонтан принадлежит Тебе, и Твой свет дает свет каждому из нас". 

И еще более неординарный Месседж: "Как прекрасна Твоя любовь, о Боже! Как мы жаждем бежать под Твои крылья, чтобы насытиться на банкете, который Ты устраиваешь, когда наполняешь наши кружки родниковой водой Эдема. Ты -- фонтан струящегося света, и Ты открываешь наши глаза к свету".

Читать дальше: Избыток обеспечения и сладость утешения, или Суть (составляющие) Божьего покрова

Избавление Божье приносит желаемое

В книге Псалмов 106:6 читаем: "Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их". Возьмем этот стих как отправную точку, но рассмотрим вкратце весь Псалом. Этот Псалом об избавлении Божьем. Здесь описываются различные жизненные ситуации, которые могли быть то ли буквально, то ли служить образом, но каждый раз (а это более 5-ти в одинаковых фразах или похожих формулировках) здесь говорится, что Господь являл Свою силу, Свою милость и благость Своим избавлением.

Начинается Псалом тем, что призывает всех избавленных -- кто уже пережил избавление Божье, кого "Господь избавил от беды", как говорит Современная английская версия (САВ) -- славить и прославлять Господа. И дальше перечисляются случаи, в которых Господь посылал и посылает избавление взывающим к Нему. Интересно, что здесь во всех случаях сказано лишь об одном, что люди воззвали к Господу, и Он избавил их. Иначе говоря, условие избавления здесь как бы одно -- искренне обращение к Богу. Хотя мы знаем, что каждый, приходящий к Богу, должен и верить, что Он есть и что ищущим Его Он воздает (Евр.11:6).

При этом в данном Псалме практически каждый раз упоминаются какие-то человеческие недоработки, которые привели человека в то его бедствие. Если посмотреть другие переводы, то там говорится, что некоторые заблудились в пустыне, потому что не слушались Господа и не искали, и не выполняли Его волю; некоторые были в заточении, потому что восставали против Господа и не прислушивались к Его советам и наставлениям; некоторые терпели болезнь и боль, потому что совершили по глупости много грехов (САВ), жили плохой жизнью, так что болезнь тела была последствием грехов (Месседж); некоторые зарабатывали себе на жизнь мореплаванием и попадали в бурю; в иных случаях земля как бы превращалась из плодородной в солончатую за нечестие живущих на ней, что значит, что нечестие приносило людям бесплодность и нехватку. И конечно же, все это есть результатами проклятия, но Христос искупил нас от него (Гал.3:13). 

Читать дальше: Избавление Божье приносит желаемое

Исполнять слово в последнее время

В книге Иоиля 2:11 написано: "И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?"

Стоит обратить внимание на сказанное о том, что могуществен исполнитель слова Божьего, могуществен. И хотя толкование Далласской семинарии говорит о том, что эта фраза имеет разное прочтение в разных переводах, как например, "силен делающий" или "сильно дело", все же это не меняет сути того, что сила -- в исполнении слова Божьего.

Но воспринимаем ли мы себя так? Видим ли мы себя могущественными, когда исполняем слово Божье? Кажется, что не совсем, ведь часто на исполнение Божьего слова смотрят как на то, что делает уязвимым... (как, например, на заповедь любви). Но все как раз наоборот! Когда мы исполняем слово Божье, то это приносит, высвобождает силу Божью! Вот почему часто чудеса происходили и происходят именно тогда, когда люди начинали поступать соответственно слову Божьему, потому что именно это высвобождало действие силы Божьей. Возможно, по этой причине О. Робертс и называл действия по вере "точкой контакта" с силой Божьей, которая и приносила чудо. 

Читать дальше: Исполнять слово в последнее время