Подпишитесь на рассылку

Свет солнца светлее всемеро, или Образ явления славы Божьей в умножившейся интенсивности

В книге Исаии 30:26 написано: "И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы".

Это место Писания часто воспринимается, как образ восстановления. И это правда, что Господь восстанавливает к большему и лучшему в семь раз. Если посмотреть контекст, например, со стиха 18, то речь, действительно, идет о восстановлении, и описание восстановления Израиля после плена достигает кульминации в этом стихе. Однако только ли об этом говорит данный стих? 

Если посмотреть толкования, то там можно найти различные позиции. Например, комментаторы в толкования Далласской семинарии считают, что это уже образ Тысячелетнего Царства Христа, а комментаторы в Женевской Библии не смотрят так далеко, говоря только о возвращении Израиля из плена, после чего "свет богопознания и богообщения не будет затмеваться поклонением идолам". Однако в этом месте Писания, как я вижу, есть нечто большее.

И это помогает увидеть один особенный перевод. В разных просмотренных мной переводах формулировка этого стиха практически не отличается, и только Месседж передает сказанное здесь по-своему, говоря: "В день, когда Бог исцеляет свой народ от ран и синяков, оставшихся после наказания, лунный свет вспыхнет, как солнечный свет, и солнечный свет, как целая неделя солнечного света сразу, зальет землю". В Расширенном переводе Библии еще можно найти приписку, что свет солнца за 7 дней будет сконцентрирован в одном.

Читать дальше: Свет солнца светлее всемеро, или Образ явления славы Божьей в умножившейся интенсивности

Вдохновение от Духа, или Неосознанное водительство Божье

В Ев. от Луки 2:27 читаем: "И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд..." -- этот стих есть частью истории о том, как Симеон встретился с Иосифом и Мариею, и Младенцем Иисусом. Ст.26 говорит о том, что Симеону было предсказано Духом, что он увидит Мессию. 

И как это было ему предсказано? Не говорится о том, что Дух Святой использовал для этого какого-то другого пророка, а потому речь идет о том, что это было возвещено Симеону лично. А это значит, что это было подобно тому, как Дух Святой говорит и показывает что-то нам. Это было личное обещание от Бога Симеону, и, как говорит толкование Далласской семинарии, это мог быть Божий ответ на пламенное чаяние (желание, ожидание) спасения для Израиля, хотя это было Спасение для всего мира. Так что Бог реагирует на наши чаяния, желания, ожидания, давая нам личные обетования, которые и исполняет по Своей милости и благодати. Аллилуия!

И хотя мы обращались к этой истории ранее (см. "Господь устроит исполнение слова"), однако Дух Святой повел к ней вновь. И поскольку Симеону как мужу благочестивому было обычно и привычно пребывать в храме, но именно там и произошло чудо исполнения личного обетования для него от Бога, то эта история в этот раз напомнила и то, что показал Бог ранее из другой истории, что сверхъестественное часто происходит среди обычного и привычного, как и Рождение Христа произошло среди обычного и привычного (см. "Чудо среди обычного"). Потому эти две истории -- Рождение Иисуса в хлеву и встреча Симеона с Младенцем в храме -- открывают и друг друга в этом подтверждают, что способ, или путь, того, как часто сверхъестественное является -- это среди нашего обычного и в нашем привычном, наполняя его новым смыслом, новой радостью от явления славы Божьей и исполнения Его чудесного плана для нас и через нас. И это то, что мне напомнила эта история, однако при чтении её в этот раз меня привлекло слово "вдохновение", которое использовано здесь для того, чтобы передать то, как Дух Святой вел Симеона.

Читать дальше: Вдохновение от Духа, или Неосознанное водительство Божье

Великая благодать Рождества, или Сюрприз от Бога

В Ев. от Луки 1:30 читаем: "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога". В этот Рождественский период мы вновь обращаемся к истории Рождества, и вновь Дух Святой обращает внимание на некоторые новые аспекты. В этом стихе Ангел приветствует Марию и говорит ей, что она обрела благодать у Бога. Так часто мы говорим о благодати и просим у Бога благодати, но понимаем ли мы до конца, что это значит? Хотя до конца, наверное, и не поймём, пока не придем на небо, где будет доступна вся полнота знания и понимания...

Часто благодать воспринимается как нечто абстрактное или как просто помощь и поддержка от Бога, и Господь, действительно, помогает нам по Своей благодати. Однако это далеко не все, что несет в себе благодать. С одной стороны, в контексте спасения благодать воспринимается как незаслуженный дар от Бога, и это верно. Однако это справедливо не только в контексте спасения. И на примере Марии мы можем увидеть, что благодать от Бога имеет конкретное выражение в жизни человека.

Она обрела благодать у Бога, и что было следствием? Она была избрана стать Матерью Иисуса, Мессии, Сына Божьего. Это не просто была благая участь растить Сына Божьего, но это позволило ей занять и особенное место в Царстве Божьем, и хотя протестанты не обожествляют Марию так, как католики и православные, всё же все её уважают и почитают. Потому Мария не просто вошла в историю христианства и человечества, но вошла со столь важной и почетной ролью той, через которую Рождество и совершилось. Комментарий Женевской Библии говорит о том, что она удостоилась особой чести от Бога, так что благодать принесла ей особую честь от Бога и уважение от людей. В конце концов, она --великий пример веры для всех нас, ведь она поверила одному слову от Бога, хотя это слово и было о невозможном. И в какой-то мере это тоже был для неё дар от Бога -- иметь Сына, да еще и столь славного.

Читать дальше: Великая благодать Рождества, или Сюрприз от Бога

Радость от исполнения ожиданий

В книге Притчей 10:28 написано: "Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет". Интересно, как говорится (в формулировке Синодального перевода) о том, что ожидание праведных -- радость. Однако мы знаем, что также написано в Притчах о том, что долго не сбывающаяся надежда томит сердце (Пр.13:12). Это к тому, что само по себе ожидание радостью не может быть, но вот если оно увенчивается исполнением ожидаемого, тогда это приносит радость. Посмотрим на другие переводы.

Расширенный перевод Библии говорит: "Надежда праведных [тех, кто обладает почетным (т.е. достойным чести и уважения, благородным, честным) характером и честностью] -- это радость, но ожидание нечестивых [тех, кто противостоит Богу и игнорирует Его мудрость], ни к чему не приводит".

Новый живой перевод Библии передает это так: "Надежды благочестивого кончаются счастьем (или букв.: имеют своим результатом счастье), но ожидания нечестивых ни к чему не приводят".

Перевод Современной английской версии формулирует это по-своему: "Если вы будете слушаться Господа, вы будете счастливы, но у нечестивых нет будущего".

И наконец Месседж: "Устремления хороших людей заканчиваются празднованием; амбиции плохих людей рушатся".

Читать дальше: Радость от исполнения ожиданий

Веселиться и радоваться о делах Божьих

В книге Иоиля 2:21 написано: "Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это". Как видим, здесь говорится веселиться и радоваться, потому что Господь велик, чтобы совершить все Им обещанное. А если мы почитаем дальше, то обещанное прекрасно -- это благословение и восстановление. И по причине того, что это исполнится, потому что Господь велик, и следует веселиться и радоваться.

Если посмотреть другие переводы, то хотя их формулировки и несколько отличаются, все же не существенно, потому у них звучит эта мысль с немного иным акцентом на то, что Господь уже совершил или совершает великое. Например, Месседж говорит: "Не бойся, Земля! Радуйся и празднуй! Бог совершил великие дела". Или Современная английская версия: "Господь творит чудеса и совершает великие дела. Потому скажи почве праздновать". 

Если соединить все это вместе -- все переводы, в т.ч. и Синодальный, то получится то, что мы можем и даже нам следует радоваться о том, что Господь совершил, что совершает и что еще совершит. Иначе говоря, у нас есть причины для радости, как в прошлом -- о том, что Господь уже совершил для нас; так и в настоящем -- что сила Божья совершает для нас или через нас в настоящем; так и в будущем -- что сила Божья еще проявит в нашей жизни.

Читать дальше: Веселиться и радоваться о делах Божьих

Будущность праведных -- мир, или Потрясающее будущее в Боге

В книге Псалмов 36:37 читаем: "Наблюдай за непорочным и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир". Синодальный перевод говорит о будущности праведного, которая есть мир, в отличии от нечестивых, будущность которых погибнет. Если посмотреть словарь Стронга, то мы найдем, что другие значения слова, переведенного как "будущность" -- это грядущее, последствия, конечный итог. А грядущее находится в будущем. Потому можем говорить о том, что в будущем праведника ждет мир, что будущее праведника заключается в мире, в то время как для нечестивых в их будущем их ждет погибель (ст.38). 

При этом не сложно догадаться, что за слово иврита переведено как "мир" -- это слово "шалом". А "шалом", как известно, на иврите значит не просто "мир", но и "благоденствие, благосостояние, здоровье, безопасность, дружелюбие" (по словарю Стронга; и много других хороших значений по словарю BDB). Если соединить это вместе, то увидим, что суть выраженной здесь мысли заключается в том, что в будущем праведника ждет мир, благоденствие, благосостояние, здоровье, безопасность и даже дружеское отношение окружающих (которое может быть вполне естественной реакцией на миролюбивость и дружелюбие самого праведного). Иначе говоря, будущее непорочного перед Богом заключается в благоденствии и мире, и здоровье, и целостности! Вот наше будущее в Боге и с Ним! Вот будущее всех, кто старается следовать за Богом и идти Его путем! И это независимо от того, что происходит в мире. Аллилуия!

Подтверждение этому находим и в других переводах. Начнем их рассмотрение с Расширенного перевода Библии: "Отметьте безупречного человека [духовно совершенного (или завершенного, целостного -- прим.при пер.)] и узрите праведных [идущих в нравственной непорочности]; у человека мира (наверное, имеется в виду: у чел. миролюбивого -- прим.при переводе) [хорошее] будущее [потому что честная жизнь благословляет потомков]". 

Читать дальше: Будущность праведных -- мир, или Потрясающее будущее в Боге

О собирании угольев на голову врага

В Посл. к Римлянам 12:19-21 написано:

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Павел здесь цитирует написанное в Пр.25:21-22. Стоит более детально изучить, что значит фраза "собрать на голову горящие уголья".

Естественно, существует уже много толкований этого места Писания и этого образа. Так, толкование Далласской семинарии говорит о том, что здесь, вероятнее всего, "подразумевался один из египетских ритуалов, согласно которому человек, желая показать, что глубоко в чем-то раскаивается, должен был носить на голове горшок с раскаленными древесными углями". Во свете этого, собрать горящие уголья -- это привести человека-врага к покаянию. Комментарий Женевской Библии высказывает похожую мысль: "Наша доброжелательность может привести обидчика к обращению или, по крайней мере, настолько устыдить, что поведение его исправится". Здесь уже говорится о том, чтобы и устыдить врага.

Если посмотреть в Расширенный перевод Библии (РПБ), то формулировка процитированного из Притч там практически не отличается, но в примечании тоже упоминается египетский обычай, когда человек нес на голове корзину с угольями, чтобы показать свой стыд и вину. На основании этого тоже делается заключение, что благотворительность врагу может привести к его посрамлению и к его покаянию. Если посмотреть на Новый живой перевод Библии (НЖПБ), то там просто говорится, что делая добро ты соберешь уголья стыда на голову неприятеля.

Читать дальше: О собирании угольев на голову врага

С добрым по доброму, с лукавым по лукавству его, или Господь отвечает взаимностью

В книге Псалмов 17:26-28 написано:

26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,

27 с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его,

28 ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.

Интересно, как это место Писания показывает как бы ответную реакцию Бога на состояние человека, так что Господь поступает с каждым согласно тому, каким он есть.

Лучше увидеть суть сказанного здесь помогают также и другие переводы. Например, Новый живой перевод Библии (далее -- НЖПБ) говорит о том, что Господь показывает, или являет, Себя каждому согласно состоянию каждого человека. Если дословно, то НЖПБ говорит: "Верным Ты показываешь себя верным; тем, кто честен, Ты показываешь честность. Чистым Ты показываешь Себя чистым, а нечестным -- [разоблачающе] проницательным. Ты спасаешь скромных, но унижаешь гордых". 

Формулировка Современной английской версии (САВ) похожа: "Ты всегда предан Своим преданным людям, и Ты верен верным. Со всеми искренними Ты искренен, но относишься к неверным так, как того заслуживают их дела". Месседж хоть и передает сказанное по-своему, все же суть мысли остается той же: "Хорошие люди вкушают Твою доброту, целостные люди вкушают Твое [божественное] здоровье, честные люди вкушают Твою правду, плохие не могут понять Тебя. Ты принимаешь сторону того, кто унижен, а вот превозносящихся Ты сокрушаешь (сламываешь)".

Читать дальше: С добрым по доброму, с лукавым по лукавству его, или Господь отвечает взаимностью

Как реагировать на зло, или Что значит подставить другую щеку

В Ев. от Матфея 5:38-41 читаем:

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Это известнейшее место из Библии, при этом не только среди христиан, но и далеко за пределами христианских кругов. На это место Писания есть двенадцать подходов к его толкованию [1]. Некоторые даже говорят о том, что это наиболее дискуссируемый отрывок в Библии [2]. И все эти дискуссии находятся где-то между двух крайних позиций: одни считают, что слова Иисуса здесь нужно воспринимать и исполнять буквально, не противясь злому и даже не беря в руки оружие, а другие считают, что Иисус здесь слишком гиперболизировал, не призывая нас к буквальному исполнению этих Его слов или и вовсе не имел в виду то, что другие здесь воспринимают при буквальном прочтении. Получается, это место Писания достаточно затруднительно для понимания, однако столь важно нам для жизни. Поэтому, у меня и возникло желание немного углубиться в исследование этой темы.

Те, кто читают этот текст Евангелия буквально отстаивают и ту точку зрения, что эти принципы "несопротивления" нужно распространять и на политические межгосударственные отношения, однако Иисус здесь не говорит о политике и о международных отношениях. Он говорит об отношениях людей и с другими людьми. Потому большинство исследователей склоняются воспринимать эти слова Иисуса как наставления, относящиеся именно к межличностным отношениям. И если мы переводим это на личности, то получается, что даже на отношения "личность-государство", или "государство-личность", это может не распространяться.

Читать дальше: Как реагировать на зло, или Что значит подставить другую щеку

Ответ Божьей справедливости

В этот раз мы остановимся на рассмотрении написанного в книге Псалмов 74. Весь этот  Псалом особенный, и хотя мы уже обращались к нему ранее (статья: "Бог решает, кто побеждает"), но в этот раз мы конкретно остановимся на стихах 3-4, 8, 10-11:

3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.

4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её».

8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;

10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,

11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

Пойдем по порядку, сравнивая формулировку Синодального перевода с формулировкой Нового живого перевода Библии (далее - НЖПБ).

Интересно, как в ст.3 говорится о том, что Господь изберет время для суда. НЖПБ формулирует это место Писания так: "Бог говорит: «В то время, в которое Я запланировал, Я произведу правосудие против нечестивых". Как видим, речь идет о некоем запланированном Богом времени для суда. Это может быть ответом на вопрос о том, когда же Бог явит суд -- в запланированное Им время. И из предыдущей статьи, в которой мы рассматривали этот Псалом, мы знаем, что суд приходит, когда чаша нечестивых наполняется. Вместе с этим, о том, когда же приходит это запланированное время может подсказать и ст.4, поэтому перейдем к нему.

Читать дальше: Ответ Божьей справедливости