Подпишитесь на рассылку

Новое начало из безысходности

В Ев. от Иоанна 11:35-44 читаем: "³⁵ Иисус прослезился. ³⁶ Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. ³⁷ А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? ³⁸ Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. ³⁹ Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. ⁴⁰ Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? ⁴¹ Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. ⁴² Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. ⁴³ Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. ⁴⁴ И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет".

Эта история привлекает внимание вновь и вновь. Иисус, придя к пещере, сказал отвалить камень. Марфа сразу же попыталась отговорить Иисуса, обратив внимания на обстоятельства. Но как отреагировал Иисус? Принял ли Он во внимание текущие обстоятельства тела Лазаря? Нет. Он смотрел на славу Божью и на то, что она может сделать с текущими обстоятельствами. И потому Иисус ответил Марфе: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божью?»

Однако перед этим произошло еще кое-что интересное. Написано, что Иисус прослезился и восскорбел духом. Исходя из конца это истории, Иисус плакал не из-за того же, что и другие, ведь если другие сожалели об утрате Лазаря, то Иисус знал, что воскресит его. Полагаю, Иисус плакал, смотря на иных плачущих, т.е. вместе с ними и просто потому, что они плакали и видя их плачущими. Он понимал их боль. И к этому можно добавить также сказанное в толковании Далласской семинарии: «Он плакал над трагическими последствиями греха, которые теперь заявляли о себе в этой маленькой, частной трагедии». 

Грех и его последствия на земле приносят людям боль, и вот Иисус, понимая эту боль плачущих, заплакал вместе с ними. Как видим, Иисус не где-то далеко, но Он рядом и с плачущими и плачет вместе с ними… По этому поводу толкование тоже замечает, что «Иисус был Личностью высоко эмоциональною, что свидетельствует о Его близости к людям», и это отличается от жестоких и безжалостных, и бесстрастных образов языческих богов.

И Писание также говорит, что Иисус «восскорбел духом», как сформулировано это в Синодальном переводе, однако это не соответствует действительности. Иисус не скорбел духом. Толкование говорит, что в оригинале эта фраза «соответствует греческому "вознегодовал". Почему же вознегодовал Иисус? По мнению некоторых исследователей Писания, гнев Его вызвало маловерие людей, безутешно плакавших об умершем в присутствии Дающего жизнь. Лучшим представляется другое объяснение: гнев Иисуса был вызван деятельностью сатаны, который несет людям, порабощенным грехом, страдания и смерть». 

Я тоже более склоняюсь ко второму варианту, что Иисус вознегодовал не на людей, а на врага, причиняющего боль людям, хотя использует для этого и злых людей также. Впрочем, людям дан выбор, кого слушаться, за кем следовать… Однако Иисус смотрел на все духовно, потому очевидно и то, что и реакция Его была более связана с духовным, а не естественным и физическим, которое только есть следствием духовного. В этом и нам есть чему поучиться, чтобы смотреть на происходящее вокруг, прежде всего, духовно, чтобы иметь и соответственное правильное отношение и реакцию (хотя, как видим, это не исключает и того, что иногда можно и заплакать с плачущими).

При этом стоит заметить, что создается впечатление, что Иисус как бы допустил, позволил, чтобы с Лазарем это произошло (хотя и только для того, что воскресить его). Ведь когда Иисуса известили, Он не побежал сразу в Вифанию, но пробыл 2 дня на том месте, где и был. Впрочем, когда Иисус пришел, то Марфа сказала, что Лазарь уже 4 дня в пещере, но Иисус медлил только два… Хотя Иисус сказала ученикам, что Он идет разбудить Лазаря, что указывает на то, что Иисус двинулся с места только когда с ним уже то произошло…

Но вместе с этим, Иисус, придя, дал Марфе слово, которое несло надежду. Это было хорошее слово и слово о хорошем, так что в её ситуации, может, даже сложно было бы принять его. Марфа могла подумать: «Увижу славу Божью? Что это значит? Как её можно увидеть в таком положении?» -- ведь она не знала, что Иисус собирается сделать. Вероятно, она могла бы догадаться, но тот факт, что она напомнила Иисусу о том, что уже смердит, говорит о том, что она не могла себе представить воскресения Лазаря после его 4 дней в гробовой пещере.

И это показывает, что Господь посылает нам Свое слово, и это слово надежды. Это хорошее слово, потому что оно возвещает о славе Божьей и о том, что мы увидим её. Однако часто оно может как раз и посылаться Богом потому, что Он видит наперед предстоящие вызовы, однако дает нам Свое слово для того, чтобы дать надежду среди мрака мира, чтобы мы смотрели на это слово как на светильник и луч надежды в стесненных обстоятельствах. Ведь Господь говорит нам только то, что нам нужно знать, и для того, чтобы мы верили Богу и слову Божьему. 

Иисус сказал Марфе, что она увидит славу Божью – не больше и не меньше. Это все, что она должна была тогда знать в той ситуации. И это то, во что ей нужно было верить. И здесь вспоминается также и Мария, которой было возвещено Ангелом лишь то, что она родит Мессию, но о её жизненном пути и о всех вызовах (начиная от побега в Египет, или даже рождения в хлеву в переполненном городе, и до страданий Иисуса) ей не было возвещено. Однако ей Ангел сказал лишь столько, сколько ей нужно было знать в тот момент и во что ей нужно было верить – что её Сын есть Мессия.

Потому и слово, которое Господь нам дает, несет нам знание того, что нам нужно в тот момент, когда оно нам посылается. И это слово есть тем, за что нам нужно будет держаться, пока оно не осуществиться. Так что оно совсем не значит, что на земле не придется столкнуться ни с какими вызовами, но оно говорит нам о конечной нашей перспективе с Богом, которой есть слава Божья и её явление для нас и через нас.

И теперь я хочу перейти, может, к самой важной и самой главной мысли, о которой, впрочем, уже упоминалось в начале. Иисус, подойдя к пещере, повелел отвалить камень. Марфа, смотря на все естественно, а потому и не видя никакой перспективы, как и смысла в этом повелении Иисуса, напомнила о безнадежности ситуации… Но Иисус сказал, что она увидит славу Божью. И что это нам показывает? Что в тех ситуациях, когда людям с естественной перспективы кажется все потерянным, все конченным, безнадежным, не подлежащим восстановлению и т.д. и т.п., Иисус приходит и говорит: «Отнимите камень». Лазарь был в той пещере уже 4 дня, и не было никаких естественных средств возвратить его к жизни, а потому для людей все и выглядело безнадежно. Однако у Иисуса есть ответ, и этот ответ сверхъестественный. Даже когда не видно естественных средств и решений, у Бога есть сверхъестественные. Аллилуия!

А это значит, что Господь может восстановить и оживить, вдохнуть новую жизнь во все то, что казалось безнадежно потерянным, упущенным, разрушенным, не подлежащим восстановлению... Так что если положение может людям казаться безнадежно безвыходным, Иисус все равно может прийти и сказать: «Отвалите камень», -- тем самым восстанавливая, оживляя и давая новое начало тому, что люди могли уже списать и на чем поставить крест, как говорится. Вот жизнь с Богом, когда Он даже безысходность превращает в новое начало… А это значит, что нам никогда ни на чем не нужно ставить крест, списывая это, пусть оно и выглядит безнадежным, безнадежно разрушенным, ведь руины и развалины Господь может восстановить и превратить в еще лучшие строения, чем было. И это также значит, что мы можем и ни о чем не сожалеть на пути с Богом, ведь в даже в то, что могло казаться безнадежно потерянным и утраченным Господь может вдохнуть новую жизнь с лучим её качеством, чем было или чем могло бы быть, если бы не было предыдущих упущений.

Поэтому, нам нужно смотреть на Бога и на славу Божью, т.е. на то, что слава Божья может сделать со всякими, всеми и любыми обстоятельствами, а не на сами обстоятельства, и держаться слова Божьего, дающего надежду, ведь тот факт, что естественной перспективы не видно, ничего не значит, когда мы с Богом. Наоборот даже, когда не видно естественной перспективы, значит, мы увидим славу Божью, которая восстановит, оживит и даст новое, лучшее начало.

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в этом Дух Святой! Аминь!

Об этом, по сути, и есть история воскресения и не только Лазаря, но и Иисуса, Который Своей смертью и воскресением дал новое начало всем, верующим в Него. Аллилуия!