Подпишитесь на рассылку

Искать присутствия Божьего и следовать за Богом

Обратимся к Псалму 26 в переводе Месседж:

1 Свет, пространство, энергия — это Бог! Потому с Ним на моей стороне я бесстрашен, никого и ничего не боюсь.  

2 Когда полчища вандалов съезжаются, готовые съесть меня заживо, эти хулиганы и бандиты падают ниц.  

3 В осаде я спокоен, как младенец.  Когда весь ад вырывается на свободу, я собран и спокоен.  

4 Я прошу у Бога одного, только одного: прожить с Ним в Его доме всю мою жизнь.  Я буду созерцать Его красоту;  Я буду учиться у Его ног.  

5 Это единственное тихое, безопасное место в шумном мире. Идеальное место для отдыха, вдали от шума уличного движения.  

6 Бог держит меня на голову выше всех, кто пытается стянуть меня вниз.  Я направляюсь к Нему, чтобы предложить гимны, которые снесут крышу!  Я уже пою песни о Боге;  Я делаю музыку для Бога.  

7-9а Услышь, Боже, я зову во все горло: «Будь добр ко мне!  Ответь мне!» Когда мое сердце прошептало: «Ищи Бога», -- все мое существо ответило: «Я ищу Его!»  Не прячься от меня сейчас!  

9б-10 Ты всегда был рядом со мной;  не отворачивайся от меня сейчас.  Не выбрасывай меня, не бросай меня;  Ты всегда держишь дверь открытой [для меня].  Мои отец и мать ушли и оставили меня, но Бог принял меня. 

11-12 Укажи мне дорогу, Боже;  направь меня по хорошо освещенной улице;  покажи моим врагам, на чьей Ты стороне.  Не бросай меня собакам, этим лжецам, которые хотят меня достать, наполняя воздух своими угрозами.  

13-14 Я уверен, что теперь я увижу Божью благость в избыточной земле.  Оставайтесь с Богом!  Мужайтесь.  Не сдавайтесь.  Я повторю еще раз: оставайтесь с Богом.

Этот перевод по-особенному передает определенные аспекты, расставляет некоторые акценты. Во-первых, поражает отношение Давида, однако, исходя из его побед и достижений, такое отношение кажется естественным для такого воина, как Давид. Он говорит, что если и весь ад сорвется с цепи, он все равно будет собран и спокоен. Как такое возможно? Это можно объяснить только одним: он имел настолько сильное доверие Богу.

Примечательно также и то, какая была просьба Давида к Богу. Исследователи говорят, что этот псалом Давид написал еще до того, как стал царем. И вот о Соломоне все знают, что он просил у Бога только мудрости, а Господь в ответ на это дал ему все, однако просьба Давида, кажется, выпускается из виду... А вот Давид просил, кажется, еще лучшего, более приятного Богу, чем Соломон даже: Давид просил пребывать в присутствии Божьем, или чтобы присутствие Божье было с ним всю его жизнь и не оставило его. И это показывает уровень посвящения Давида Богу. И Господь это почтил, дав ему весь мир, грубо говоря -- хотя, может, и не грубо, ведь Господь сделал Давида царем и покорил ему окрестные народы. 

И вот Давид стремился к Божьему присутствию потому, что, как написано, это единственно тихое и спокойное место, в котором можно обрести покой в шумном мире. Как видим, даже не хорошие люди приносят покой и не в их присутствии с нами успокоение и утешение (хотя Господь может использовать и некоторых людей, чтобы оказать нам поддержку), но только в Господе и в Его присутствии. Понимая это, нам следует иметь и правильные представления и ожидания, чтобы не искать у людей и тем более в мире, в обстоятельствах, успокоения (которого там нет), а только в Боге и в Его присутствии.

И из этого логично следует иная мысль, в ст.7-8, где Давид говорит, что когда он вопит к Богу, то в своем сердце слышит ответ, как тихий шепот, о том, чтобы искать Бога. Иначе говоря, когда мы можем вопить к Богу в смятении, смущении, разочаровании и пр. о том, чтобы Он нам что-то показал, дал, ответил, Его ответ на это, прежде всего, таков: “Ищи Меня”. Не внешних вещей и не того, чего ищут язычники, как говорил Иисус, а Бога. Во всех и всяких обстоятельствах нам, прежде всего, следует искать Бога. Как написано, утешайся Господом... И вот это так потому, что ничего в обстоятельствах в мире и даже то, о чем мы можем вопить к Богу, совершенно не есть для нас жизненной необходимостью, но Божье присутствие есть. Расширенный перевод Библии в этом ст.8 добавляет в скобках пояснение, что Бог призывает нас искать Его и Его присутствия как необходимости для нашей жизни. Потому что Его присутствие и есть такой необходимостью для нас! 

Иначе говоря, жизнь в общении с Богом (а общение с Богом невозможна без Божьего слова и происходит через то, что Господь говорит -- дает и посылает Свое слово) -- это жизненная необходимость для нас, так что если эта связь прерывается, тогда приходит истощение. И объяснение этого в первом стихе -- потому что Бог есть свет, энергия, жизнь... Все остальное может и будет только истощать; но укреплять и давать жизнь может и будет только присутствие Божье. Потому нам и нужно стремиться к нему, и вот почему. И когда мы будем с Богом в живой связи, тогда и наше сердце будет говорить нам от Бога, как сказано это в Синодальном переводе.

И Давид в этом Псалме вновь и вновь противопоставляет людей и Бога. Если двери Божьи всегда открыты для нас, если Бог никогда не оставит и не покинет, то от людей того же ждать не приходится, ведь даже самые близкие могут оставить и отвернуться, как пишет Давид. Очевидно, что быть отвергнутым -- это больно. Однако хорошая новость в том, что Бог никогда не оставит, не отвернется и не отвергнет. А при таком Божьем отношении, человеческое отношение уже оказывается не важным, потому что Господь определяет жизнь и судьбу, а не люди; люди будут делать то, что Бог им определит свыше -- это нам следует всегда иметь в виду и не воспринимать вещи на свой счет, как Иисус воспринимал Пилата только в рамках исполнения Божьего плана Им, Иисусом, и через Него. 

Следовательно, нам нечего переживать и заботиться о человеческом отношении к нам, потому что оно ничего, совершенно ничего не определяет и ничего не решает в нашей жизни.  Так что их отношение -- это разве что дело того, что нам приятно или не приятно, ведь всем приятно, когда к ним относятся хорошо и всем бы этого хотелось бы (хотя и это, может, лучше должно быть нам безразлично), но ничего больше в этом нет, отношение людей к нам ни на что не повлияет в нашей жизни, но все определит благоволение Божье. Более того, Господь покажет, на чьей Он стороне -- покажет всем, что на нашей в любой ситуации, когда мы на Божьем пути и ищем Его воли. И Он будет держать нас на голову выше всех окружающих -- как недоброжелателей, так и доброжелателей... (т.е. Господь сделает нас такими -- на голову выше в превосходстве и будет поддерживать нас в этой позиции, как написано в этом Псалме).

К тому же, Господь будет давать нам благоволение и в глазах людей, которых будет использовать в нашей жизни, как в истории Есфири. Хотя при этом нам нужно иметь в виду, что мы не можем рассчитывать на то, что одинаковое благоволение, которое имеем мы, будет и к окружающим нас (к родственникам, к тем, кого мы могли тянуть за собой). Авраам не мог рассчитывать на одинаковое благоволение Божье к Лоту, как и к нему самому. И вот Лота Бог помиловал только из-за благоволения к Аврааму. 

Потому Господь может и будет давать нам благоволение, однако мы не можем ожидать одинакового благоволения и к сопровождающим нас. Хотя и они смогут сопровождать только до определенного места -- далее им нужно будет предпринять либо свой путь с Богом, сделав выбор в пользу Бога, либо отделиться и остаться на определенном месте (или возвратиться), как Лот остался в Соддоме, хотя мы и знаем, к чему это в итоге привело в его жизни, так что им лучше быть осторожным... Но Авраам пошел дальше, он продолжил двигаться в благоволении Божьем, потому продолжим и мы. 

И Авраам странствовал по Ханаану -- обильной и изобильной земле, которую Господь обещал дать ему. И Псалом этот заканчивается тем же -- Давид говорит, что он ожидает увидеть благость Божью в обильной, избыточной земле. Потому и мы в нашем следовании за Богом простираемся к тому же -- к изобильной земле, к пространному месту избытка в Боге, так что все, что нам нужно, как говорит этот Псалом -- это оставаться с Богом, продолжать искать Его, Его воли и следовать за Ним, не сдаваться (в частности, не позволять унынию и разочарованию остановить нас, не опускать руки), но мужаться, искать Его присутствия и держаться за Него, и Он приведет нас в то, что и приготовил, и предусмотрел о нас наперед и заранее -- в исполнение Своего плана, мыслей и намерений о нас, которые всегда намного больше того, что мы могли ожидать и представлять.

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь!

 

P.S. И стоит напомнить, что у Бога на все приготовлен ответ заранее. Это мы могли чего-то не ожидать, не представлять и т.д., но для Бога ничто не есть новостью, и ничто не может застать Его врасплох. Потому Он все знал наперед и заранее, и не просто знал, но и приготовил ответ, решение, выход заранее... И это значит, что нам нужно только продолжать следовать за Ним, и Он приведет нас в Свой ответ на все -- на каждую и любую ситуацию. И Его ответ -- это только возвышение в исполнении Божьего плана, это продвижение вперед, а не назад, и это улучшение, а не ухудшение, это только ускорение исполнения и проявления Его планов для нас (только не убить бы Египтянина, хотя и это не помешает исполнению плана Божьего). И да будет Божий план исполнен! Аминь!