Подпишитесь на рассылку

Только продолжать верить!

В Ев. от Марка 5:36 написано: "Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй". Этот стих есть частью еще одной истории о вере, хотя стоит признать, что к ней обращаются все-таки не столько, как к истории о прикоснувшейся к Иисусу женщине, описанной несколькими стихами выше. Но ведь и в этом месте Писания есть для нас нечто важное -- оно раскрывает еще один важный аспект хождения в вере и обретении победы в её подвиге. 

Стоит заметить также, что это подвиг веры (1Тим.6:12). Да, в других переводах речь идет о борьбе веры, но борьба веры в любом случае приводит к подвигу веры. Победа, которую мы достигаем через веру -- это подвиг. А обычные и легкие, и не стоящие никаких усилий вещи и дела не называют подвигами. Поэтому, отваживаясь на веру, мы отваживаемся на подвиг, который потребует от нас всех наших духовных усилий. И чтобы мобилизовать их, нам нужно будет стать посвященными стилю жизни веры, а это, в свою очередь, часто может не быть комфортным для плоти, однако она должна подчиниться духу.

Возвращаясь от этого небольшого отступления к рассматриваемой истории, стоит обратить внимание на два аспекта. Во-первых, начальник синагоги пришел к Иисусу и пал к Его ногам. Я не припоминаю, чтобы еще Писание нам говорило о ком-либо, падающем в ноги Иисусу, а тем более о человеке такого положения (да, есть Мария, которая помазала Иисусу ноги, однако этот поступок был нечто иного характера). Следовательно, этот факт говорит о том, что этот человек пришел с верой, которую и выразил своими словами, умоляя Иисуса прийти и возложить руки, чтобы девица осталась жива. Его вера была в том, что если Иисус возложит руки, то его дочь будет жива. Поэтому, такими же были и его слова.

Как видим из этого примера, хотя и из примера женщины с кровотечением это тоже усматривается, вера выражается в словах. Когда вера действует, тогда она говорит. Таким образом, слова веры являются естественным следствием её присутствия и действия. Когда вера по-настоящему действует, будучи направлена на некий конкретный объект, т.е. на достижение определенного результата, тогда исповедание веры будет совершенно естественным. Этому начальнику синагоги не представляло труда сказать то, что он сказал, как и женщине с кровотечением. 

Однако, кажется, что иногда в проповедях призывают говорить, независимо от веры. Иногда создается впечатление, что на словах зацикливаются больше, чем на самом факте необходимости наличия веры в действии. Но ведь когда вера есть, то соответственные слова будут её естественным следствием, так что соответственное исповедание становится совершенно логичным и легким. Человек больше не колеблется, говорить ему это или нет. Он просто говорит, так как это то, во что он верит. 

Здесь же очень кстати и слова Иисуса о том, что от избытка сердца говорят уста (Лк.6:45), так что если сердце избыточествует верой, то она будет и на устах. А если её нет на устах, но нужно начать не из исправления слов, но из изменения состояния сердца, ведь когда оно будет наполнено верой, тогда её начнут высвобождать и уста. Вот суть исповедания. 

Потому что говорение желаемого конечного результата с чистым согласием в разуме, но с извращенным образом лжи в сердце не принесет результата, оставив человека в нелепом положении из-за его слов, в которых не было основания веры. Ведь, опять-таки, суть исповедания веры в том, что правильные слова имеют основание веры, которое и заставляет их работать -- без этого основания они лишены силы. Вот почему начинать нужно с наполнения своего сердца верой, а не с простого говорения позитивных слов, иначе ничего не получится.

Идем далее. Иаир высвободил свою веру, но с чем он столкнулся далее? Ему в лицо представились обстоятельства, которые, казалось, были больше того, о чем он просил Учителя. Ведь он просил о возложении рук для того, чтобы выздоровела и осталась жива, но тут обстоятельства заявили о том, что такой возможности больше нет. И как отреагировал на это Иисус? Он не начал читать ему длинную проповедь, утешать его или пытаться доказать, что все еще есть надежда, так как для силы Божьей нет ничего невозможного. Нет. 

Если посмотреть в Писание, Иисус всегда был чрезвычайно лаконичен. При изгнании бесов, Он обходился четким и конкретным повелением, состоящим из одного, и то довольно короткого, предложения. Обратившись к смоковнице, Он использовал всего несколько слов. Как видим, вера не многословна. На основании этого, можно предположить, что многословие свидетельствует о недостатке уверенности, так что силу пытаются заменить множеством слов. Однако приказы, отдающиеся с пониманием власти, лаконичны, ведь чем четче приказ, тем он точнее будет исполнен. Так что высвобождая что-то, нам нужно убедиться, что мы высвобождаем это со властью -- т.е. с понимаем силы и власти, дарованной нам Христом. И за таким пониманием стоит тоже вера.

Итак, Иисус сказал Иаиру только несколько слов: "Не бойся, только веруй". И потом, придя в дом, Он не начал запрещать болезни и провозглашать исцеление, и призывать воскресение -- Иисус просто повелел ей встать. В таком поведении и выражалась власть Иисуса и Его понимание имеющегося у Него владычества, которое и удивляло людей, констатирующих, что Он ведет Себя как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф.7:29). Не хотелось бы, чтобы и христиане походили на этих книжников, имеющих знание в голове, но не имеющих силы и её власти из-за отсутствия в сердце понимания дарованного нам положения Христом.

Возвращаясь к словам Иисуса Иаиру, процитирую их еще раз: "Не бойся, только веруй". Начальник синагоги уже обратился к Иисусу, и вдруг вскоре ему возвещают худшее, что он мог себе представить, ради предотвращения чего он и обратился к Иисусу. И вот в лицо этих обстоятельств Иисус говорит: "Не бойся, только веруй". Расширенный перевод Библии  передает это как "только продолжай верить". Другими словами: "Не зависимо от того, что ты видишь, только продолжай верить -- продолжай в своей вере стоять на том, с чем ты ко Мне и пришел. Не задавайся лишними вопросами о том, почему ты не успел, почему опоздал, почему это случилось, почему, почему... но только продолжай верить. Не изменяй своей веры и не отступай от неё, принимая во внимание видимые факты, но только продолжай верить..." 

Кажется, я начинаю по-настоящему понимать, что имел в виду С. Виглзворт, говоря: "Когда дело доходит до веры, её можно выразить так: только веруй". Потому что это должна быть только вера, а не страх, а не попытки понимания, осознания и оценки фактов, анализа обстоятельств, вычисления ошибок... С верой все это отступает на задний план и вообще не важно, ведь для достижения цели важно только то, чтобы вера работала. А для этого нам нужно только продолжать верить! После того, как мы пришли к Иисусу, чем выразили свою веру в то, что Он силен решить нашу ситуацию, нам нужно продолжать верить, не зависимо от того, что пытаются показать нам обстоятельства. 

И именно это является ключевым, потому что критический момент наступает не тогда, когда мы только приходим к Иисусу и начинаем верить Ему об ответе, но именно тогда, когда нам нужно продолжать верить. Именно в такой момент мы встречаемся с вызовом отступить и принять поражение или продолжать верить в то, что силы Божьей в любом случае достаточно, чтобы справиться с чем-либо и победить что-либо, и что она действует. Ведь Иисус уже с нами, так что с Ним исключается поражение! Но для этого нам нужно выбрать только верить, только продолжать стоять на том, что мы высвободили, еще тогда, когда пришли к Нему, когда обратились к Нему. Это и является ключевым и критически важным для достижения нами желаемой победы. 

Если бы Иаир развернулся со словами: "Поздно, все кончено. Больше нет смысла. Это не работает. Почему-то Бог допустил это и т.д.", -- то Иисусу ничего бы не оставалось, как оставить его в таком положении, так как он бы больше не позволял Иисусу идти с ним и действовать в его пользу. Но вот важно именно продолжать верить, чтобы сила Божья продолжала действовать. Ведь находясь во плоти, мы не все видим и не все знаем, но допуская смятение из-за попыток понять, в чем дело, мы только можем впускать сомнения, пускаясь веры. И вот этого нельзя допускать. Нам нужно всеми силами пытаться держаться нашей веры, продолжая верить нашему Спасителю о том, с чем мы к Нему и пришли для получения ответы силой Божьей. 

Это как со смоковницей: продолжать верить не зависимо от того, что она пока проставляется продолжающей зеленеть, -- потому что если мы продолжим верить, то она больше не продолжит зеленеть. Что-то из этого продолжится: либо вера, заставив смоковницу усохнуть, либо смоковница продолжит зеленеть, если мы не продолжим верить. И кажется, что у врага в настойчивости нет недостатка, так что он задействует этот принцип "продолжать". Печально, что такой выносливости веры и терпения часто не хватает у христиан, вследствие чего они, вместо того, чтобы продолжать верить, принимают обман поражения. И это особенно печально в виду всего того, что сделал для нас Христос, чтобы обеспечить нам победу.

Итак, в отношении чего бы то ни было, во что бы мы ни верили, с чем бы мы не сталкивались, нам нужно помнить это наставление Иисуса: "Не бойся, только веруй". Нам нужно только продолжать верить, потому что для победы нам необходимо лишь одно условие: не отступать и не сдаваться. И если мы выдержим и продолжим стоять в своей вере в могущество силы Божьей, тогда мы позволим ей закончить начатую работу, принеся полное избавление, освобождение и триумф (2Кор.2:14).

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в этом Господь -- Начальник и Совершитель нашей веры (Евр.12:2)!

Аминь!