Подпишитесь на рассылку

Настойчивость веры

В Ев. от Луки 18:6-8 написано: "И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"

Теперь посмотрим на написанное в переводе Месседж: "Тогда Учитель сказал: «Вы слышите, что говорит этот судья, будучи настолько коррумпированным, как он? Итак, что заставляет вас думать, что Бог не вступится и не будет добиваться справедливости для своих избранных людей, которые продолжают взывать о помощи? Разве Он не поддержит их? Уверяю вас, Он вступится и поддержит. Он не будет тянуть лямку (т.е. Он не будет медлить, не желая этого исполнить). Но сколько такой настойчивой веры найдет Сын Человеческий на земле, когда вернется?»"

И стоит остановиться именно на этой фразе о настойчивой вере. В первом стихе перевод Месседж формулировку Синодального "должно молиться и не унывать" передает тем, что нужно "молиться и не сдаваться", или не отступать. А потом говорится о настойчивой вере, или настойчивости в вере. Однако что это за настойчивость? Проявляется ли она в том, что дети Божьи продолжают и продолжают вопить к Богу об одном и том же? Никак, ведь это не вера.

Мне кажется, что эту притчу чаще всего понимали не правильно, ведь считали, что нужно молиться и молиться об одном и том же. Однако суть этой притчи не в этом. Суть не столько в том, что женщина надоедала судье, сколько в том, что она отказывалась отступать и сдаваться, пока не получит желаемого и необходимого ей. И потому судья быстро понял, что она от него не отстанет, пока не получит желаемого, а потому ради своего спокойствия и решил таки дать ей требуемую ею справедливость в защите её нарушенных прав.

При этом медлил здесь судья потому, что был коррумпирован. Он решал дела не по справедливости, а по взяткам. И он вел себя так потому, что, как говорит Месседж, ему было все равно, что думает о нем Бог и еще более безразлично ему было мнение людей. Как видим, корнем коррупции, как и любого другого греха, нечестия и беззакония, есть отсутствие страха Божьего, так что пока люди не обретут страх Божий, то они не будут стремиться и к справедливости, но будут только искать неправомерную выгоду для себя. Так что сколько не меняй систему, а толку-то великого не будет, пока изменения не произойдут внутри людей или пока не придут новые люди с другим отношением. Самых новых людей недостаточно -- нужно, чтобы это были другие личности изнутри, а то чтобы не получилось, что новое, последнее, станет хуже первого... Однако мы не об этом.

Возвращаясь к настойчивости женщины, стоит заметить, что она нужна была ей именно потому, что судья медлил, не желая решить её дело справедливо. И хотя Синодальный говорит о том, что и Бог медлит, в других переводах я нахожу иную формулировку. Так, перевод короля Иакова говорит, что Господь защитит вскоре, быстро; а рассмотренный нами Месседж говорит, что Бог не станет медлить, не станет тянуть лямку из-за нежелания творить справедливость. Ведь если Богу приписать промедление, то тогда следует согласиться и с тем, что Он похож на этого неправедного судью, нежелающего творить справедливость, однако это абсурд. Потому Бог не станет медлить. Однако тогда почему же нужна настойчивость веры?

Иисус привел здесь пример судовой системы. И хотя в теории права есть такой принцип, который требует, чтобы дела решались в разумные строки, т.е. не затягивались, иначе нельзя будет говорить о надлежащей защите прав, однако все, имеющие дело с системой судовой справедливости, знают, что через суд дела быстро не решаются, ведь даже получить решение суда -- это одно, а вот получить его исполнение -- это уже совершенно другое. Потому речь в этой притче идет не о промедлении Бога, а о тех процессах, которые существуют в мировом порядке, в устройстве естественного мира, и которые инертны сами по себе. Сверхъестественный мир не имеет времени, и иногда может врываться в естественное измерение и разбивать его барьеры, менять его привычный и естественный ход событий, однако это происходит не часто. 

Как открыл нам Господь ранее, внезапность проявления происходит потому, что должно произойти течение определенных ненаблюдаемых событий, которые по завершению произведут реакцию проявления. Так и здесь: настойчивость нужна не для того, чтобы получить от Бога решение как от Судьи, ведь Его ответы нам: "Да и аминь" (2Кор.1:20); настойчивость нужна, чтобы получить исполнение решения Судьи, а тут уже замешаны естественные процессы с их инертностью. Да, для сверхъестественного естественное не важно, однако часто бывает и так, что Богу нужно развернуть естественный ход событий, потому совсем уж переступить и нивелировать естественные процессы, естественное устройство видимого мира, скажем так, нецелесообразно, ведь мы все-таки пока живем в естественном и хотим проявление определенных вещей тут же, на земле, в этом же естественном.

(Что имеется в виду? Например, Бог поместил время на землю, и оно есть частью Божественного порядка мира. Потому иногда сила Божья может сверхъестественным образом "прерывать" время -- например, проявляя мгновенное исцеление того, на восстановление и заживление чего потребовались бы месяцы. Однако когда исполнение плана Божьего включает более глобальные процессы, а не только личностные аспекты, то и время в этом исполнении может играть свою роль, так что нарушать этот порядок его естественного течения не будет иметь смыла, как например, период беременности Девы Марии должен был пройти все свои естественные стадии на протяжении 9 месяцев.)

Потому нам нужна настойчивость веры, или настойчивость в вере. И что это значит? В чем её суть? Она идет до самого конца, пока не получит желаемое и необходимое ей. Она не сдается и добивается своего -- она не отступает от своей позиции, пока не получит своего. Вот это настойчивость веры. И она нужна всем, кто желает иметь результаты -- получить плоды в своей христианской жизни.

В этом контексте мне вспоминается и история из 10-ма людьми, получившими свое очищение, когда шли по слову Иисуса показаться священникам (Лк.17:14). Писание говорит, что когда они шли, то очистились, однако возвратился только один. И кажется, что если бы они далеко не зашли, то возвратиться могли бы и все, а так на обратный путь хватило только одного. Это указывает мне на то, что им нужно было продолжать путь, пока они не очистились. Ведь если бы они зашли за угол, прошли два метра и, посмотрев не себя и не увидев изменений, возвратились, то ясное дело, что ничего не получили бы. 

В то же время, кажется, что культура в Израиле способствовала тому, чтобы люди слушались пророков, исполняя их повеления до конца. Ведь всем им должен был быть известен случай с Нееманом, когда ему нужно было исполнить все, что сказал пророк, окунувшись 7 раз, а не 3 и не 5 (4Цар.5). Потому те люди могли понимать, что им нужно пройти весь путь исполнения слова Учителя, чтобы получить очищение. И нам нужно иметь такое же понимание и настрой -- иметь готовность, решительность и настойчивость идти до конца, ведь именно на финише и ждет награда. За полпути награды нет. Проявление придет, когда мы устоим до конца, а если человек сдается на полпути, то он ничего и не получит.

Итак, нам нужно проявлять настойчивость в своей вере, решительно идя до конца -- до победоносного конца, не отступая от своей позиции, пока мы не получим желаемого, т.е. пока не придет проявление. И мы можем быть настойчивы именно потому, что знаем, что Бог вступится за нас и поддержит, и подаст защиту и избавление вскоре, ведь если бы та женщина не ожидала, что судья защитит её или что он сможет защитить её, т.е. если бы она не знала, что справедливость на её стороне, то она бы её не добивалась, то ни к чему бы была и её настойчивость. Но поскольку мы знаем, что Бог за нас, что мы можем рассчитывать на Его помощь и поддержку, то мы можем проявлять и настойчивость, зная конечный исход -- исполнение обетования. В этом контексте уместны слова М. Тетчер, которая говорила: "Нет предела моему терпению, если в конце будет по-моему". Так что мы должны проявлять настойчивость в вере и не отступать, потому что в конце будет по-нашему, по-Божьему, и Господь не замедлит исполнить Свое слово и Свой план.

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в этом Господь!