Подпишитесь на рассылку

Пример и выбор смирения

В Ев. от Иоанна 13:14-18 написано:

14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.

Вся глава эта интересна по нескольким причинам, а приведенные стихи выделены лишь как отправной пункт. До этого рассказывается об омовении ног Иисусом ученикам, а после этого -- о предательстве Иуды. Указанные стихи служат тоже своеобразным мостом между этими происшествиями. Но есть ли связь в самих происшествиях? Вполне возможно. Поэтому рассмотрим их сначала по отдельности.

Сначала рассказывается о том, как Иисус омыл ноги ученикам. И вот стоит заметить, что Иисус, встав с вечери, препоясался и начал омывать ноги. Насколько мне известно, на древнем востоке умывали ноги еще перед тем, как занять место у стола, потому что того требовала гигиена возлежания (хотя в другой истории Иисус говорит фарисею, что тот и воды на ноги не дал Ему, а женщина умыла их слезами и помазала миром, хотя это исключение, ведь считается, что предлагать воду для омовения рук и ног было проявлением гостеприимства). Таким образом, есть основания полагать, что перед трапезой ученики уже должны были помыть и ноги, как и руки. А потому когда Иисус встал с трапезы и начал вновь мыть ноги, то этот жест был более символичным, нежели был необходим для того, чтобы сделать ноги возлежащих учеников чистыми от пыли и грязи буквально.

При этом воду подавали обычно рабы и слуги. Если хозяин хотел выразить особую честь своему гостю, то мог взять миску с водой в свои руки и непосредственно подать её гостю [1]. Так что вода не подавалась большим меньшему, но наоборот. Но Иисус, будучи большим, поставил Себя в положение меньшего, чтобы послужить. И не только, и не столько в омовении ног, сколько в том, чтобы принести Себя в Жертву за грех.

И вот интересно, что часто все концентрируются на внешнем значении действий Иисуса, видя лишь пример смирения в Его действиях. Некоторые даже практикуют массово похожий обряд, омывая в церквях друг другу ноги. Но такое лишь внешнее восприятие нечто нивелирует духовное значение данного образа. Безусловно, Иисус показал пример смирения, однако Новый Завет внутренне направленный, в отличии от внешне направленного Ветхого Завета, так что в Новом Завете значение имеет внутреннее отношение смирения, которое может и будет выражаться в соответственном поведении и отношении человека к другим, что может быть и будет и без того, чтобы именно обязательно омывать им ноги. Вероятно, что ноги учеников и так уже были чистыми, а не грязными (хотя, конечно же, ноги абсолютно чисты не бывают, особенно в условиях жаркого летнего климата, но от некоторой грязи они могли уже быть омыты). Поэтому, нужно смотреть на символизм действий, а не на буквальное значение этих действий. 

И пример Иисуса есть примером смирения даже не столько в омовении ног, сколько в смерти крестной, как говорит Писание. Поэтому омовение ног есть лишь символом, жестом этого Иисусового смирения, что Он, будучи высоко превознесен как Сын Божий, пришел на землю как Человек, тем самым умалив Себя, чтобы предать Себя за нас для очищения нашего от грехов. Потому и показывая пример ученикам, Он не столько имел в виду то, чтобы и они мыли друг другу ноги, но чтобы в смирении были готовы на жертвенность ради друг друга. 

И этой жертвенности есть причина -- как со стороны Иисуса, так и нашей. И эта причина в том, что Иисус возлюбил нас, а потому и предал Себя за нас, умалившись и смирившись для этого. А затем Он нам дал заповедь любви в том, чтобы мы любили друг друга, как и Он возлюбил (Ин.13:34). А Он показал, как Он возлюбил. Он явил делом, насколько Он возлюбил нас, как говорит Синодальный. И это дело не столь омовение ног, сколько крест. А по сравнению с крестом даже омовение ног ничего не стоит. То если Христос настолько возлюбил нас, что предал Себя за нас, то и мы должны любить друг друга, любить ближних, показывая это делом в готовности послужить ко благу других ценой своей жертвенности. Вот это и будет проявлением кротости и смирения.

При этом интересно заметить, что Иисус далее говорит о том, что если мы будем это исполнять, то мы будем блаженны (Ин.13:17). Если мы знаем, что нам нужно проявлять смирение и жертвенность в служении ближним (или и тем служить им, ведь без смирения и служить невозможно), то блаженны будем, когда исполняем -- Иисус сказал. Блаженны не тогда, когда просто знаем и пониманием, а когда исполняем. И вот интересно, как сформулировал это Месседж. Да, с одной стороны мы знаем, что исполнение слова приносит благословение. С другой же стороны, эти слова Иисуса в данном контексте обретают и нечто иной смысловой оттенок, который и передает Месседж, говоря: "Если вы понимаете, что Я говорю -- поступайте так, и живите благословенной жизнью". 

Так что здесь благословенная жизнь связывается именно с этим смирением, чтобы нам практиковать тот же пример смирения, который и показал Иисус Своей жизнью и смертью, и воскресением. Создается впечатление, что если этого не будет, если мы не будем исполнять этого, если не будем демонстрировать смирение по отношению друг к другу, то и жить благословенной жизнью не сможем, ведь она есть следствием исполнения, следствием послушания Богу и смирения в Божьей любви друг перед другом. А без этой Божьей любви, без смирения и без жертвенности жизнь не будет благословенной. И это может звучать абсурдно, ведь жертвенность всегда болезненна. Однако Иисус говорит, что она ведет к благословению. 

Иисус пожертвовал Собой, но приобрел благословение для всех нас. Да и Сам Он был возвышен Богом-Отцом, став Воскресшим Господом славы, в руку Которого Бог-Отец отдал все. Так что у Бога есть награда для любой жертвенности (любого её вида и проявления) Своим благословением. И это благословение приходит как на тех, на кого жертвенность направляется, так и на тех, кто жертвует. При этом чем больше жертва, тем больше благословение. И это звучит абсурдно для человека без Бога, но с Богом это обретает смысл именно потому, что Бог, видящий тайное, воздает всем явно. Воздаяние от Бога придет всем и за все, как в земной жизни, так и в вечности, в награде на Небесах.

Так что Иисус, омыв ноги, показал пример в символическом значении омовения ног Своим ученикам. Об этом также пишет толкование Далласской семинарии: "Спасенные Им ученики, постоянно пребывающие в общении с Ним, уже чисты, и единственно, в чем нуждаются, так это в "омытии ног" (образ исповедания грехов), так как продолжают жить ("ходить ногами своими") среди грешных неспасенных людей; повседневное покаяние соответствует "регулярному" очищению от грехов посредством смерти Иисуса Христа (1 Иоан. 1:7; 2:1-2)". Как видим, омовение ног есть символом очищения грехов, ведь мы, хотя и пребываем в общении с Богом, продолжаем ходить в мире, так что нуждаемся в покаянии. И благодарение Богу, Слово Божье и Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха!

Однако интересно, что не все эту жертвенность Иисуса приняли даже в самом близком круге Иисуса. Иуда Искариот оказался предателем. Тут Иисус служит Ему, тут Он идет на крест на заклание, а тот отказывается от Него, от этой жертвенности. Более того, ему мог быть не понятен этот жест Иисуса с омовением ног, а потому только раздразнить его. Если он был под властью гордыни, то очевидно, что он и не собирался следовать этому примеру Иисуса в служении, смирении и жертвенности. Он мог представлять себе Иисуса и Мессию по-иному, и он хотел иметь участь в Его земной славе Царя Израиля. А пример служения он мог и вовсе не воспринимать.

При этом стоит обратить внимание и на то, что Писание говорит о произошедшем с Иудою после того, как Иисус символически выразил, показал, предателя Иоанну, передав Иуде кусок хлеба. Написано, что сатана вошел в Иуду именно после этого, хотя Иуда и уже имел предательские намерения. При этом жест Иисуса с передачей хлеба не был для всех знаком, указывающим на предателя, но только для Иоанна, который спросил у Иисуса, как говорит РПБ, приватно, не перед всеми. Об этом же говорят и толкователи. Поэтому, вероятно, что Иисус просто собирался передать кусок хлеба Иуде, но поскольку Иоанн спросил о том, кто предатель, то Иисус сказал обратить внимание на того, кому Он передаст хлеб.

И вот толкование Далласской семинарии пишет, что это был дружелюбный жест, жест расположенности. На древнем востоке это было нормально, чтобы хозяин пира передавал хлеб и другую еду своим гостям. Но произошедшее далее с Иудой никак не говорит о том, что он принял этот дружелюбный жест Иисуса. По поводу этого толкование говорит: "Это же "движение" Христа в сторону Иуды явилось и последней попыткой Его пробудить в "предающем" добрые чувства. И сколь печально символично, что жест дружественного расположения послужил в этой ситуации сигналом готового совершиться предательства! На ожесточившихся сердцем и самое расположение тех, против кого их ожесточение направлено, производит обратное действие". 

И с одной стороны, Иисус демонстрирует вновь величайший пример любви и смирения, делая добро тому, кто собирается Его предать. А с другой стороны, этот знак предателя окончательно, грубо говоря, заклеймил Иуду. С тем куском в него вошло не добро. Поэтому Иисус, видя что произошло с Иудой в духовном, сказал ему исполнить свое намерение поскорее, после чего тот сразу вышел. При этом никто не понял, в чем дело. И может, не понял и сам Иуда. Он уже руководствовался не просто своими намерениями, он уже был одержим и используем врагом для исполнения своих злых целей, и это самое худшее, что можем произойти с человеком, когда он отказывается от Бога. Поэтому толкователи и говорят, что тот факт, что Иуда вышел в ночь тоже имеет символическое значение тьмы в духовном смысле, во власти которой тот оказался. 

Потому, может, и Иуда уже до конце не осознавал своих действий. Так что когда Иисус сказал: "Что делаешь, делай скорее", -- то это могло быть адресовано даже не столько Иуде, сколько в духовный мир. Ведь Иисус, по сути, отдал приказ: "Делай скорее". И тот сразу вышел и пошел. Он подчинился. И подчинился, прежде всего, тот, кто вошел в Иуду. Так что Иисус даже отдал приказ о том, чтобы тот выполнил свое дело, и этим Он позволил этому произойти с Ним, Он позволил предательству иметь место, Он позволил, чтобы Его предали, Он допустил быть преданным. Иначе этого не могло с Ним произойти. У Него была власть. И Он неоднократно подчеркивал, что никто не может сделать Ему ничего, кроме того, что Он Сам позволит, дабы исполнить волю Божью. Вот это духовная власть. 

Так что в действиях Иисуса по отношению к Иуде тоже прослеживается использование Им Своей власти. Он принял Иуду предателем, подав Ему кусок хлеба, который, с одной стороны, мог смягчить Иуду, но с другой стороны был знаком, указывающим на предателя, ведь Иисус знал ожесточенное сердце Иуды. И Иисус позволил Иуде предать Себя, сказав ему сделать это, и сделать скорее, после чего тот и направился исполнять свои намерения, но теперь и приказ Иисуса. Вот как сработала власть Иисуса в Его смирении и исполнении воли Божьей. И это использование власти в данном случае смирения показывает выбор Иисуса -- Он просто выбрал, принял решение смириться и пройти крест. 

Так что смирение и жертвенность -- это тоже наш выбор, это решение, а не просто внешнее выражение в совершении обряда омовения ног, не показуха и не абстракция. Да, для служения, жертвенности и смирения у человека должно быть и соответственное состояние сердца, которое заключается в милосердии и любви Божьей. Однако смириться и служить -- это всегда выбор и решение в каждой отдельной ситуации, в которой само омовение ног может быть совсем не уместно, ведь оно есть лишь символом, так что непосредственно повторять этот обряд совсем не обязательно. Ведь Иисус не устанавливал обрядов, но показывал пример того, какой выбор нам следует делать по Его примеру. И этот выбор заключается в смирении и жертвенности, если этого требует от нас исполнение воли Божьей или благо других.

Поэтому, станем проявлять смирение, следуя примеру Иисуса; станем являть любовь Христа, излившуюся в нас Духом Святым, делом, даже если это потребует от нас жертвенности. И тогда мы станем жить благословенной жизнью с Богом, жизнью в Его любви и милосердии. И Господь вознаградит нас. А если кто ожесточится и не станет принимать творимое нами добро, то с теми разберется Бог, и они пожнут плод своего выбора. Для Иуды его ожесточение ничем хорошим не закончилось, а Иисус в Своей жертвенности обрел благословение для всех нас, воскреснув и воссев одесную Отца на высоте. Потому для ожесточившихся их ожесточенность ничего хорошего не принесет, ведь она оставляет их во тьме ночи, в которой погибель, но это их проблема и плод их решения, их выбора. Нам же нужно стараться исполнять повеление Иисуса, являя Его милосердие и любовь, и тогда мы будем иметь благословение от Бога и Его великую награду в своей жизни, как на земле еще, так и на Небе.

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в этом Дух Святой, ведь Его помощь в этом нам точно понадобится! Аминь.

_____________________

[1] Источник: https://jesus-portal.ru/truth/mitropolit-ilarion-alfeev-iisus-khristos-zhizn-i-uchenie/kniga-6-smert-i-voskresenie/glava-5-taynaya-vecherya/omovenie-nog/