Подпишитесь на рассылку

О собирании угольев на голову врага

В Посл. к Римлянам 12:19-21 написано:

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Павел здесь цитирует написанное в Пр.25:21-22. Стоит более детально изучить, что значит фраза "собрать на голову горящие уголья".

Естественно, существует уже много толкований этого места Писания и этого образа. Так, толкование Далласской семинарии говорит о том, что здесь, вероятнее всего, "подразумевался один из египетских ритуалов, согласно которому человек, желая показать, что глубоко в чем-то раскаивается, должен был носить на голове горшок с раскаленными древесными углями". Во свете этого, собрать горящие уголья -- это привести человека-врага к покаянию. Комментарий Женевской Библии высказывает похожую мысль: "Наша доброжелательность может привести обидчика к обращению или, по крайней мере, настолько устыдить, что поведение его исправится". Здесь уже говорится о том, чтобы и устыдить врага.

Если посмотреть в Расширенный перевод Библии (РПБ), то формулировка процитированного из Притч там практически не отличается, но в примечании тоже упоминается египетский обычай, когда человек нес на голове корзину с угольями, чтобы показать свой стыд и вину. На основании этого тоже делается заключение, что благотворительность врагу может привести к его посрамлению и к его покаянию. Если посмотреть на Новый живой перевод Библии (НЖПБ), то там просто говорится, что делая добро ты соберешь уголья стыда на голову неприятеля.

Вполне вероятно, что это может иметь место. Однако стоит заметить и то, что Павел цитирует это место Писания уже в первом веке нашей эры, а потому вряд ли этот древний египетский обычай мог быть широко известным римлянам и прочим христианам по всей Римской империи с греческой культурой. Если для Соломона в Притчах известность этого обычая, ритуала, еще и можно было бы считать само собой разумеющимся, то вот для современников Павла, как кажется, это уже не столь очевидно. 

Возможно, по этой причине существует и много других мнений о значении этой фразы, этого наставления. Например, в Толковой Библии А.П. Лопухина приводится такой комментарий: "Соберешь горящие уголья, т.е. приуготовишь ему горькое раскаяние и стыд, который будет жечь его, как уголья (Августин, Иероним, Амвросий и др.)" [1]. Культурно-исторический комментарий рассматривает процитированное Павлом из написанного в Пр.25:21-22 и говорит, что "Соломон, вероятно, имеет в виду причинение врагу душевных страданий; в контексте наставления о мести (Рим.12:19) это выражение может означать, что враг будет наказан более сурово в день суда. В таком же смысле рассматривается непротивление в свитках Мертвого моря" [1]. Проф. Иванов А.В. говорит о том, что благодеяния врагу прожгут душу его, так что "он не будет спокоен, пока не освободится от тягостной для него необходимости жить благодеяниями врага: твое благодеяние, наконец, может возжечь и в нем уважение и любовь к тебе" [1]. 

Еще встречается точка зрения о том, что "дойти человеку до такой крайности, чтобы возыметь нужду в сострадании врага, тяжелее всякого бедствия и всякого наказания. Так признавали это многие, говоря: "не приму подаяния от врагов моих" (Исидор Песулиот Преподобный)" [1]. Еще есть такая позиция, что Апостол этим "как бы так говорит: ты желаешь отомстить ему? Благотвори ему; в таком случае ты отомстишь ему гораздо сильнее. Поэтому и сказал: соберешь ему на голову горящие уголья, обозначая этим сильное наказание. В этом смысле и выше сказал: дайте место гневу Божию" (Феофилакт Болгарский блаженный) [1]. 

А еще в источниках можно найти и такую гипотезу, что эти слова Апостола были сказаны для того, чтобы "обидчика смирить страхом, а обиженного поощрить надеждой воздаяния", при этом подмечается, что "для враждующего не столько опасен враг, причиняющий ему зло, сколько благодетель, делающий ему добро, потому что злопамятный вредит хотя немного и себе и ему, а благодеющий собирает уголья огненные на главу его"; а в добавок приписывается еще и некоторый, скажем так, психологический эффект от благотворительности для самого обиженного, что накормив и напоив врага, он уже перестает желать ему отомстить, а обидчика эта благодетель остановит тем, что он будет видеть, что тот, кого он считал врагом, не опасен ему, что и будет считаться победой над злом. (Иоанн Златоуст святитель). Есть еще точка зрения, что обидчик мог причинить зло потому, что плохо думает о тебе, а когда ты ему благотворишь, то тем самым выжигаешь эти его мысли. [1]

В общем, как видим, есть много различных мнений, и можно сказать, что в большинстве толкователи и исследователи сходятся на том, что благотворительность призвана привести к стыду и покаянию обидчика, а сам обиженный должен творить добро даже не с тем, чтобы отомстить таким способом, но чтобы явить ему любовь Христову. Да, верно то, что у нас должно быть правильное отношение, однако не стоит так уж "романтизировать", ведь Павел призывает читателей своей благотворительностью дать место суду Божьему, а это может врагу принести наказание куда хуже, чем если бы он получил месть от человека. Потому говорить о том, что мы благотворим неприятелем с тем, чтобы и вовсе не желать им наказания, не приходится, ведь мы тем самым открываем двери для наказания Божьего и даем возможность Божьей справедливости проявиться. Да, мы не сводим ни с кем счеты самостоятельно, однако все же речь идет о том, чтобы обидчику принять наказание от Бога. Да, может быть и так, что наше доброе дело побудит к раскаянию, и тогда может появиться возможность и для явления милости Божьей этому человеку; хотя посеянное плохое семя все равно может дать о себе знать. 

И здесь также нужно правильно понимать и любовь Христову, ведь Писание не призывает нас буквально любить врагов, как мы любим своих близких, свои семьи, а речь идет о милосердии и о том, чтобы являть милосердие. При этом также стоит заметить, что речь идет о том, чтобы накормить и напоить врага, когда он голоден или жаждет, т.е. во время его нужды, а не благоденствия. Иначе говоря, когда враг будет в нужде, а у нас есть возможность помочь ему, нам следует это сделать, а не бросить на произвол погибать от голода или жажды. И в таком случае это будет милостью с нашей стороны, это и будет проявлением милосердия Божьего. И именно в таком случае враг и может по-настоящему оценить сотворенное ему добро, когда больше никто не пришел на помощь, а только тот, кого он однажды обидел, что, действительно, может привести его к раскаянию. Однако будет ли подобная благотворительность оценена, когда враг сыт, сложно сказать... Скорее всего, нет. Ведь если он и так сыт, а ты ему еще и свою еду предлагаешь, тогда это может вызвать у него только непонимание и насмешки. 

Потому нужно понимать и контекст этой благотворительности -- враг в нужде, и свою ситуацию, в которой может оказаться христианин, ведь речь не идет о том, чтобы благотворить врагу тогда, когда он благоденствует. Он и так благоденствует, а потому и не нуждается ни в чьей помощи, а потому и в милосердии... А следовательно, эти слова могут больше иметь отношение не столь к нашим делам и поступкам, сколько к нашему отношению, прежде всего, которое должно быть отношением милосердия, так что когда в нем нуждаются, то мы являем его, а когда в нем не нуждаются, то нечего и силы тратить зря, делая добро, которое не оценят, скорее всего. Но в любом случае, мы должны прощать и отпускать всех, предавая их в руки Божьи и позволяя Божьей справедливости разобраться со всем и со всеми. 

В предыдущем исследовании на сказанное Иисусом в Мф.5 о том, чтобы любить врагов и благотворить им, была также высказана мысль и о том, что собирание угольев благотворительностью может также показывать врагу, что он не достиг своей цели, что унижение не принято, а доброе дело в ответ в очередной раз покажет ему, что мы только лучше него, раз не опускаемся до той же низости, что и он, сотворив ему зло в ответ, что вызовет раздражение у врага и тем как бы "уколет" его. И это тоже может иметь место, однако стоит здесь оговорить и то, что мы благотворим не с тем, чтобы уколоть врага или вызвать у него раздражение (хотя эта реакция может быть весьма вероятной), но чтобы дать место суду Божьему.

Если уже говорить о реакции врага, то тут, по сути, может быть одно из двух: либо он покается в ответ на благодеяние, либо это вызовет у него раздражение и, может, еще большее ожесточение. Либо и то и другое, только с некоторым временным интервалом, так что сначала последует покаяние, но потом все равно он возвратится к вражде (как Саул -- эта история Давида и Саула как пример будет рассмотрена ниже). И здесь уже это будет зависеть от самого человека и от его состояния перед Богом. И поскольку мы не можем точно определить реакцию на нашу благодетель, то не стоит однозначно и утверждать, что мы благотворим, чтобы тот раскаялся или чтобы раздразнить его. Нет, мы благотворим, чтобы явить милосердие, когда в нем нуждаются; мы благотворим, чтобы дать дорогу Божьему суду -- вот наши главные мотивы.

Если же мы возвратимся к наставлениям Павла и цитируемого им Соломона, то все же эта фраза о сборе углей, если посмотреть контекст, не кажется уж столь "безобидной", что только призывает неприятеля и обидчика к покаянию. Она больше звучит даже как некоторый стимул для обиженного проявить такую ответную реакцию, которая не позволит содеянному злу сойти с рук. Иначе говоря, она показывает как бы то, что соделанное зло не сойдет с рук обидчику, так что он понесет свой стыд и наказание за свою вину. Вместе с этим, стоит заметить, что и греческое слово, переведенное как "соберет", согласно словарю Стронга буквально значит: "нагромождать, наваливать, собирать; страд. быть заваленным; перен. быть отягощенным". Потому можем говорить о том, что на обидчика будет навалено горящие уголья, что он ими будет завален и отягощен

Во свете этого мне кажутся более точными те точки зрения, в которых говорится, что все же и обидчик потерпит некоторые душевные страдания, будучи отягощен стыдом, виной, терзаем совестью и пр., ведь все же речь идет о горящих угольях, потому вряд ли этот образ может быть столь безобидный, что просто приведет врага к раскаянию, показав, что его плохие мысли о том, кого он обидел, были неправильными, так что он прекратит делать свое зло. Ведь если посмотреть образ углей в Притчах, то он и употребляется как то, что выжигает и обжигает. Например, говорится, что кто грешит, тот собирает себе горящие уголья за пазуху. А здесь обиженный, делая добро, наваливает горящие уголья на голову врага (при этом ни о какой корзине речь не идет, а мне кажется, что это уточнение было бы важно, если бы речь шла просто о египетском обычае; да и вообще египетский обычай в контексте наставлений на страницах Писания звучит странно, потому весьма вероятно и то, что никакой такой обычай здесь и не подразумевается, ведь тогда бы Писание этими наставлениями призывало исполнить египетский обычай, что маловероятно). 

Следовательно, то, что соделанное добро врагу обожжет его, как-то уколет его -- это неопровержимый факт, ведь именно об этом говорит образ горящих углей; только вот встает вопрос, как это произойдет: то ли стыдом и угрызениями совести, то ли раздражением через осознание того, что его неприятель-благодетель все равно лучше него. И вот здесь, опять-таки, человек может раскаяться, а может и ожесточиться. Но все же он в некотором смысле обожжется, все же его уколет добро... Потому те, кто уверенно и однозначно утверждают о том, что соделанное добро врагу приведет к его покаянию, могут быть правы только в том случае, если человек, действительно, раскается, но это с вероятность только в 50% случаев. Так что не стоит однозначно утверждать, что уголья означают обращение к покаянию врага, ведь, в конце концов, это будет выбор самого того человека.

И в этом контексте стоит рассмотреть некоторые Библейские примеры, которые могут быть хорошей иллюстрацией и толкованием на сказанное. Прежде всего, вспоминается Давид. Его, кстати, толкование  Дал.сем. приводит тоже в пример как эталон, когда он дважды отпустил Саула и не стал мстить за себя. Хорошо, Давид поступил милосердно и великодушно. Он, действительно, не пустился в борьбу за трон, как это обычно делают люди, а потому и не устранил своего противника, предоставив Богу привести его к царствованию, а не устранив царя Саула и не "очистив" для себя место на троне самостоятельно. И здесь можем увидеть этот контраст того, как бы это могло быть исполнено Давидом своими силами, с тем, как это должен был выполнить Бог. Да, это было Божьим планом для Давида занять трон, но вот если бы Давид сам пустился в интриги и убил Саула, то это был бы не Божий путь, так что в таком случае эти его человеческие усилия могли бы только привести Давида ко греху перед Богом, а не к выполнению плана Божьего для него. Хотя сам трон Давид мог бы и заполучить. Но это показывает, почему нам важно идти Божьим путем и почему важно, чтобы это сделал Бог -- чтобы мы, не пустившись в свои силы, не наломали дров, не согрешили, не дай Бог, и не воспрепятствовали осуществлению плана Божьего для нас. 

И полагаю, что Бог, избирая Давида, знал его сердце, а потому и то, что он не совершит этой ошибки -- не убьет Саула, чтобы самому сесть на трон, хотя трон и был Божьим планом для него, однако он должен был быть получен иным способом, Божьей силой, Божьим путем. Хотя дважды у Давида была такая возможность расправиться со своим врагом. Однако его отношение показывало неоднократно, что он не считал Саула своим врагом, и даже решил лучше убежать от него в другую страну, чем убить его. Потому вот пример отношения к преследователям, позволяющий Богу разобраться с обидчиком (и этот же пример показывает и то, что подставить другую щеку не значит отдать себя на растерзание, ведь Давид не позволил отнять у него жизнь, скрывшись в другой стране, но и сам не посягнул на жизнь Саула). Следовательно, и нам на пути к цели нужно иметь правильное отношение, чтобы когда последуют провокации, нам не вестись на них и не причинить зла обидчикам, как и Давид отпустил Саула дважды, тем самым позволив силе Божьей выполнить свою работу.

И если посмотреть на эти поступки Давида, то их можно назвать добром и милосердием Саулу? Конечно, хотя он и не кормил и не поил его буквально. Собрал ли он этим ему на голову уголья? Собрал однозначно. Саула обожгло, укололо, когда Давид показал ему край его одежды, и он сказал, что раскаивается. Но на долго ли хватило этого раскаяния? Он каялся, а потом вновь обращался к преследованию Давида, пока Божий суд не прекратил это, пока Саул не погиб от руки своих врагов как возмездие и наказание за преследование помазанника Божьего. Эта история показывает, что враг может раскаяться, а может и нет; или раскаявшись, может все равно ожесточиться. Потому мы, когда творим добро, должны это понимать и потому не ожидать только раскаяния, ведь это будет зависеть от самого человека.

Есть также иной пример, когда Елисей привел в Самарию сирийский отряд, который должен был взять его, и накормил их там, и напоил, и отпустил домой. И Писание говорит, что те полчища больше не ходили на землю Израилеву. Однако по прошествии некоторого времени Сирия вновь сколотила армию и пошла на Израиль, и эта вражда продолжалась, пока суд не пришел на Сирию, и она не была завоевана сама, прекратив свое существование. Так что хотя на некоторые отряды это и могло подействовать раскаянием, все же не прекратило вражду двух государств и народов. И это еще раз подтверждает, что раскаяние -- это выбор человека, а потому хотя наше благодеяние и может призывать его к этому, все же оно не гарантирует этого раскаяния. Потому и мы творим добро врагам не с тем, чтобы вызвать у них раскаяние и только, ведь тогда это было бы с нашей стороны действием, которое не понятно сработает или не сработает? Но мы благотворим врагам, чтобы дать дорогу справедливости Божьей, и это то, что сработает на все 100%. Так что если человек раскается -- хорошо, но а если ожесточится, то тем самым навлечет на себя только еще большее наказание.

Итак, мы должны понимать, что нас Писание призывает благотворить неприятелям с тем, чтобы справедливость Божья в Его суде, отмщении и воздаянии могла проявиться. Потому и благотворим мы врагам именно с этой целью, а не даже чтобы "собрать уголья горящие ему на голову". Хотя наше добро и милосердие врагу во время его нужды все равно будет иметь этот некий колющий и обжигающий эффект, обличающий противника. И это может привести его к покаянию, а может и к ожесточению. Так что если человек раскается, то мы победим зло добром и, возможно даже, обретем союзника и друга. Но если человек ожесточится и не раскается, тогда суд Божий и его наказание должно будет прекратить то зло и беззаконие, от которого не желает отвращаться злодей, так что зло все равно будет побеждено силой Божьей. Как видим, Писание предлагает нам стратегию, в любом случае выигрышную. Потому этим наставлениям мы и следовать должны, стараясь со всеми поступать по милосердию Божьему, прощая и предавая всех и все в Божьи руки. И это не только даст возможность Богу вступиться за нас, но и поспособствует осуществлению Божьего плана для нас, так что мы не будем остановлены никакой провокацией на пути, как Давид. Вот почему нам важно иметь и сохранять правильное отношение ко всем и ко всему.

И да поможет нам в этом Дух Святой! Аминь.

Аллилуия! Слава Богу!

 

___________

1. К Римлянам послание ап. Павла 12 глава 20 стих. https://ekzeget.ru/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-12/stih-20.