Подпишитесь на рассылку

Духовная дальнозоркость

Павел на пути в РимВ книге Деяний 27:9-15 нам повествуется о происшествии, которое случилось с Павлом на пути в Рим:

9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,

10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.

11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.

12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и [там] перезимовать.

13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.

14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.

15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.

Итак, здесь рассказывается о том, как римляне не послушались совета Павла и получили негативные последствия такого своего решения. Но ведь были определенные основания, которые побудили их к принятию именно такого решения, ведь каждое решение принимается из каких-то соображений.

Ст.11 говорит о том, что сотник доверял более морякам, поэтому принял решение на основании их советов. А чем руководствовались они? Своими естественными знаниями, направленными на анализ естественных обстоятельств. 

Во-первых, им не нравилась та пристань -- они считали, что она не приспособлена к зимованию, а потому желали, по возможности, быстро проскочить к другой. Во-вторых, они были нацелены на внешние естественные временные факторы, так что при первом же ощущении попутного ветра решили, что он продлится достаточно, чтобы им успеть к другой пристани. 

Но они просчитались. Они совершенно не учли переменчивость погоды в той обстановке позднего времени для плавания, о чем повествовал ст.9. Поэтому они отправились в путь, основываясь на не надежных видимых данных, которые в тот момент в пристани говорили им о возможности совершения путешествия. Но как только они вышли за пределы бухты, ветер переменился.

Из этого следует, что такая их направленность на обстоятельства была в корне ошибочной. Они смотрели на временную обстановку, но они не были дальнозоркими -- они не смогли предугадать поворот событий в изменениях погоды. Хотя должны были. Хотя бы предупреждения Павла -- может, и не моряка, но все-таки одного из самых ученых людей их времени -- должны были заставить их задуматься и отнестись к принятию такого решения более серьезно. Но вместо этого, они поступили опрометчиво.

Но Павел, будучи духовно направленным, предвидел в духе, имел внутреннее знание, что плавание будет опасным, если пуститься на воду. Именно водительство изнутри позволило ему предугадать будущее стечение обстоятельств и дало ему способность смотреть дальше своего носа -- т.е. не на тот дружественный, тихий, приятный попутный ветерок, который он видел в момент пребывания в гавани, но на великую вероятность грядущей перемены погоды.

И я верю, что в этой истории стечение обстоятельств, которое заключалось именно в погодных условиях, может иметь для нас символическое значение. Все знают, что нет ничего более переменчивого, чем погода. И нет ничего столь неточного, как её прогноз. На столько же, на сколько погоде свойственна изменчивость, на столько же и прогнозу свойственна ошибочность. 

В ближайших прогнозах метеорологи в наше время при всех современных технологиях могут еще более или менее справляться -- у них уже довольно неплохо получается угадывать. Но вот что касается долговременного прогноза -- тут все очень сложно, и очень часто прогноз в конце недели может отличаться от прогноза, который был в её вначале.

Это показывает нам, на сколько естественные обстоятельства подвержены изменчивости, и на сколько они не постоянны. По этой причине, я верю, их столь же трудно предугадать, как и погоду. Да, с прогнозом на 1-2 дня вперед можно справиться, но вот прогноз уже хотя бы на неделю вперед может завтра же измениться. 

Так и обстоятельства: возможно, их можно предугадать на день-два вперед, но очень сложно предвидеть более долгосрочный ход событий с точки зрения тех же естественных данных.

Человек замкнут в этом порочном кругу: он не может видеть дальше того, что он видит сейчас, а той информации, которую он имеет сейчас, часто не достаточно для того, чтобы точно предвидеть будущий ход событий. Данные, получаемые в сейчас, привязаны к текущему моменту, а потому не могут предвидеть будущее изменение определенных факторов, которые повлияют на изменение всей среды в грядущем моменте.

Поэтому, нам нужна духовная направленность, потому что точное знание будущего может прийти только с высшего временного уровня -- с уровня вечности. Только изнутри нам может быть открыто Духом Святым и дано виденье грядущего хода событий и изменений в грядущем стечении обстоятельств.

Таким образом, нам, как тому сотнику и морякам, не нужно быть легкомысленными, полагаясь на подаваемую нам информацию органами пяти физических чувств из текущего момента, которая очень быстро может перемениться. Ведь часто мы, сосредотачиваясь на естественных делах, можем допускать подобную ошибку и, таким образом, проявлять опрометчивость.

Но нам необходимо, как Павлу, уделять время для получения духовного водительства, потому что только оно может дать нам точную информацию для принятия обоснованного и мудрого решения.

Вместе с этим, стоит заметить, что принимать и руководствоваться духовным водительством нам нужно будет по вере, ведь исходящая информация из текущих обстоятельств будет совершенно иная. Это как в случае Павла: он сказал об опасности плавания, но тут подул дружественный ветерок. На первый взгляд: "Ну, какая тут опасность? Да еще хорошая погода и мы успеем." Но как только они оправились в путь, ветер переменился.

Поэтому и нам, принимая водительство изнутри, нужно будет доверять этому духовному знанию, потому что сначала оно чаще всего будет не соответствовать тому, что видимо в данный момент. Так что нам необходимо доверять нашему внутреннему голосу больше, чем естественным внешним голосам, и полагаться на него больше, чем на видимое. Ведь когда мы пойдем в путь, у нас будет возможность убедиться в истинности духовного знания, и чтобы получить благие результаты, мы должны идти на его основании.

Итак, Господь напоминает нам вновь, что нам нужно руководствоваться не внешними факторами, но быть более дальнозоркими, и эту дальнозоркость дает только духовное знание, приходящее изнутри. Поэтому перед каждым важным решением нам следует уделять время для того, чтобы позволить этому знанию подняться внутри нас, чтобы мы могли уразуметь его разумом и поступить на основании его по вере, что приведет нас к успеху.

Да поможет нам в этом Господь!