Подпишитесь на рассылку

Ничтожность и пустота суетного

В книге Исаии 41:29 написано: "Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их". Это место Писания привлекает своей особенностью в отношении того, что здесь сказано. И хотя толкование Далласской семинарии говорит о том, что в этом стихе идет повторение мысли о никчемности языческих истуканов, все же, полагаю, речь может идти о более широком круге отношений. 

Обратимся к другим переводам. Перевод Современной английской версии говорит: "Они -- ничто, и они ничего не могут сделать, они -- просто проходящий ветерок". Новый живой перевод Библии передает это так: "Видите, все они глупые, бесполезные вещи. Все ваши идолы пусты, как ветер". Расширенный перевод Библии говорит не только об идолах: "Фактически, все эти [языческие пророки и священники] являются ложными; их дела ничего не стоят, их образы -- это [просто] ветер и пустота". Перевод Месседж (Послание) прост: "Здесь ничего. Это все дым и горячий воздух -- фиктивные боги, пустые боги, не боги".

Как видим, в этих переводах речь идет о ложных богах, об идолах, и о тех людях, которые им поклоняются и служат. И в современном мире практическое большинство людей цивилизованных стран не поклоняется идолам как таковым, что может немного как бы приуменьшать актуальность сказанного в этом месте Писания, однако это только на первый взгляд. Раньше люди поклонялись изображением божества, которое олицетворяло некие силы природы. Этим они пытались задобрить это божество и тем самым получить себе выгоду. Например, поклонялись идолам плодородия, ожидая хорошего урожая. И хороший урожай имеет прямое отношение к материальному достатку и к удовлетворению нужд. 

Следовательно, можем говорить о том, что это поклонение идолам было вызвано корыстными мотивами обрести материальное благополучие. При этом люди понимали, что есть факторы, которые от них не зависят. Ведь одно дело посадить семя, а другие дело -- урожай. Для хорошего урожая должна быть хорошая погода, дожди, отсутствие вреда от природных катаклизм. И поскольку люди понимали, что эти силы природы они не могут проконтролировать, то и пытались задобрить тех, кто, как они думали, в силах это сделать, или даже задобрить сами эти силы природы.

Если спроецировать этот подход на современный мир, то можно увидеть, что не так-то уж далеко люди зашли от поклонения истуканам. Да, они могут уже не приносить жертв изображениям и статуям, однако кому они служат? Разве люди и дальше не ищут материальной выгоды и не гоняются за богатством? Разве не достижение материального благополучия для многих (если не сказать, большинства) не есть самоцелью -- самым главным в жизни? И для этого каждый может использовать те методы и ресурсы, которые ему доступны и которые позволяет совесть...

И вот если теперь мы посмотрим на написанное в рассматриваемом месте Писания, то это может обрести несколько иной смысл. Таким образом, Господь говорит, что вся эта гонка за материальными благами -- это ничтожество и пустота, не имеющая никакого смысла; все достижения человеческие на этой почве, на этой ниве -- ничто; и их успех такой же мимолетный и проходящий, как ветер. Как видим, всякое дело человеческое, которое без Бога и не направлено на достижение Его целей, ничто -- не имеет никакого значения. Да, для людей это может выглядеть значащим, однако суетность всех этих дел откроется в вечности.

Потому и люди, которые живут лишь ради удовлетворения своих физических нужд и похотей, живут ничтожной жизнью и не представляют собою ничего для Бога и перед Ним. Да, Бог ценит каждую душу и отдал Сына, чтобы обеспечить спасение человечеству, однако люди, гоняющиеся за ветром пустоты лжебогов (таких как обольщение богатством и пр.) столь же пусты, как и то, за чем они гоняются. Они собой ничего не представляют, пустое место. И это не зависимо от того, как бы они ни пытались раздуться (раздуть свою значимость) и пышно выглядеть в мире. Примечательно, что сразу же после этого стиха Бог говорит о Своем избранном и помазанном, который идет творить дело Бога -- вот что для Бога значимо, вот что и кто имеет значение и ценность.

Итак, мы должны понимать то, что имеет истинную ценность в глазах Божьих, с Божьей точки зрения, поэтому не руководствоваться мирскими критериями и понятиями, но Божьими, а мы знаем, что Бог смотрит на сердце. Так что нам нужно действовать в осознании того, что любой человек без Бога -- ничто, и все его дела -- ничтожны и пусты, впрочем, как и все дела, выполняемые без Бога, помимо Него и за пределами Его воли; но значение имеет дело Божье и приходящее на его выполнение помазание. И если мы обладаем этим помазанием -- особенным Божьим присутствием на нашей жизни, -- то никакая тщетная пышность человеческая с этим не сравниться. Потому нам нужно научится вести себя, как пророки, которые были нелицеприятны даже к правителям и царям, чтобы нам быть смелыми и уверенными, дерзновенно провозглашая слово Божье и выполняя то предназначение, которое Господь вверил нам. И да поможет нам в этом Дух Святой -- да поможет сохранять правильные ценности и приоритеты.

Аллилуия! Слава Богу!

И да будет так, аминь.