Подпишитесь на рассылку

Об исполнении Божьего плана и роли людей в этом

В книге Исход 2:3-5 мы читаем: "³ Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, ⁴ а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. ⁵ И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее".

Во второй главе описывается история Моисея от рождения до того, как он вырос и вышел к Израильтянам, и как после убежал в Египет, но остановимся на начале истории. Как говорят раввины, слово, которое употреблено здесь на иврите, переведенное как корзинка, буквально значит “ковчег”. Мать Моисея сделала для него ковчег. 

И вот из повествования остается не совсем понятным, был ли это план Иохаведы оставить корзинку в определенном месте, где купается дочь фараона, или все так само собой случилось... Хотя интересно, что она оставила корзинку в тростнике в определенном месте, и туда же вышла купаться дочь фараона, возле того тростника. Могло ли быть так, что дочь фараона имела определенное место для купания, и об этом могла знать Иохаведа? И она оставила дочь смотреть, что же далее будет. Хотя вероятно, Мариамь не сама придумала предложить привести кормилицу, но это были указания её матери. Потому, весьма вероятно, что Бог дал такую мудрость и план Иохаведе. Хотя с естественной точки зрения, он был и рискованный, ведь как она могла знать реакцию дочери фараона? 

Потому очевидно и Божье вмешательство, которое даровало такое сверхъестественное благоволение и расположение Моисею в глазах дочери фараона, что она решила усыновить его. При этом Моисей был еще настолько мал, что своими силами никак не мог бы ничего сделать особенного, чтобы понравиться фараонше. И это иллюстрирует благоволение Божье -- оно дает сверхъестественное расположение без того, чтобы мы могли сами сделать что-то, чтобы понравиться кому-то или даже когда мы и не можем сделать ничего такого. Фараонше просто понравился Моисей, потому что это был Моисей... Он просто ей понравился как дитя, и она над ним сжалилась. Благоволение действует просто потому, что это мы, оно просто вызывает симпатию и расположение. Хотя вероятно, что фараонша и увидела некие особенности дитя, как и мать Моисея. Потому благоволение может просто давать людям благодать видеть нечто особенное на детях Божьих, и этим и вызывать у них расположение.

Но как бы то ни было, Моисей из ребенка рабов превратился так в один миг в принца Египта. Иосиф стал управителем Египта, а Моисей рос, как принц Египта. И как говорят раввины, он рос свободным и не подверженным никакому уничижению рабства. И вот именно этого свободного, с менталитетом свободного, и использовал Бог, чтобы освободить и остальных. Однако раввины обращают внимание еще на одну вещь: история Моисея состоялась благодаря нескольким женщинам: сначала повивальные бабки ослушались фараона и не убили дитя, затем мать Моисея скрывала его и сделала ковчег, затем фараонша его нашла, и затем Мариамь привела кормилицу-мать -- хотя в этой главе не названо имя ни одной этой женщины. И это особенность Писания -- оно не отдает чести людям, потому что мы должны видеть Бога. Наоборот, люди предстают на страницах Писания со всеми своими слабостями и ошибками, и только совершенство Бога раскрывается в Писании.

Из этого можем увидеть, что Бог, конечно же, использует людей, но осуществляя Свой собственный план. И Он одинаково может использовать, как женщину-рабу, так и фараоншу... И Бог никому не отдает за это чести, если кто-то сделал то, что было дано ему или ей Богом. Наоборот, это честь и привилегия, и благословение для самого человека быть используемым Богом. Потому в этом нет ничего такого особенного, чтобы чтить этих людей за это. По этой причине Библия в Исх.2 и не упоминает ни одного имени женщин, которых использовал в этой истории Бог.

И вот интересно, что Бог сделал Моисея даже не просто управителем в доме фараона, как Иосифа, но членом семьи фараонской династии. Иосиф уже не был в возрасте, подходящим для усыновления, когда встретился с фараоном, потому Бог сделал его просто вице-фараоном, но Моисей как бы оказался брошенным в реке без родителей... И Бог это использовал. Бог ввел его в царскую семью. И это вновь показывает, что Бог будет использовать все то, что Он может использовать в осуществлении Своего плана. 

Поскольку у Моисея как бы не было семьи (хотя он просто не мог в ней оставаться на законных основаниях), Бог ввел его в царскую семью (используя материнский инстинкт фараонши, грубо говоря), где он только и мог быть воспитан свободным в Египте. Или Есфирь -- она была не замужем, так Бог сделал её царицей через замужество. Или Даниил -- он был уведен в плен, у него не осталось ни дома, ни деятельности, но попал во дворец Навуходоносора, и Бог сделал его там первым из придворных. Бог будет использовать то, что Он может, не сдвигая при этом небо и землю, однако нам не нужно смотреть на людей, но нам нужно видеть Бога, стоящим за всем и направляющим ход событий. И Он делает это, чтобы исполнить Свой план. 

При этом Писание часто интересно повествует нам, не называя ни имена людей, но и не говоря конкретно: “Бог сказал фараонше...” Библия часто повествует так, что все просто как бы так складывалось, однако нам нужно видеть за этим руку Божью, которая творит чудеса, ведь разве не чудо было то, что из реки, которая должна была погубить Моисея, и из ребенка рабов он за миг превратился в принца Египта? И Бог использовал просто благоволение для этого... Вот так Бог часто творит чудеса -- с такой легкостью и как бы непринужденностью, что это может выглядеть в естественном так, что все просто так удачно сложилось... И река стала ступенькой и для Моисея, чтобы ему в итоге оказаться в Божьем плане -- в том месте, где Бог запланировал.

Итак, у Бога есть особенный план для нас. Он может давать и нам мудрость и определенное виденье того, что делать, как Иохаведе, и нам нужно будет в доверии Богу предпринять этот шаг. И Бог будет использовать и других людей, однако нам не нужно смотреть на людей, но нужно видеть Бога, который не отдает никакой особой чести людям, которых Он использует, как пешки в Своем плане -- наоборот, это даже честь для них быть используемым Богом. И Господь будет использовать то, что Он может использовать, как использовал материнский инстинкт у фараонши, как использовал положение брошенного дитя для Моисея, как использовал незамужний статус Есфири, как использовал положение увнденного в плен Даниила и т.д. 

И вот так из унижения и опасности, как Моисей был в положении брошенного ребенка рабов в реке, Он поднимает и возвышает, обращая все ко благу так, что то положение унижения становится только ступенькой к возвышению, да еще и сверхъестественному возвышению. Поэтому, нам нужно доверять Богу и Его плану, и просто плыть по течению Его действия -- конечно, исполняя и свою часть, к которой Он нас ведет, -- и Господь обратит все ко благу, и возвысит -- дарует небывалое и сверхъестественное возвышение, и благословит, и утешит (как утешил и мать Моисея).

Аллилуия! Слава Богу! Как чудесен наш Господь!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой! Аминь!