Обратимся к написанному в книге Бытие 28:10-15, 20-21, 29:5-14:
¹⁰ Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, ¹¹ и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. ¹² И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. ¹³ И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; ¹⁴ и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; ¹⁵ и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
²⁰ И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, ²¹ и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — ²² то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
Бытие 29:5-14:
⁵ Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем.
⁶ Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами.
⁷ И сказал [Иаков]: вот, дня еще много; не время собирать скот; напоите овец и пойдите, пасите.
⁸ Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец.
⁹ Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего]. ¹⁰ Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей. ¹¹ И поцеловал Иаков Рахиль, и возвысил голос свой, и заплакал. ¹² И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему [все сие].
¹³ Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану все сие. ¹⁴ Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц.
Примечательно, что Бог начал говорить с Иаковом, когда тот начал свое путешествие. Интересно, что Бог не явился ему сразу же после того, как он получил благословение от Исаака, но именно когда он покинул дом отца и начал как бы свой собственный путь с Богом.
И если присмотреться, то мы можем увидеть несколько драматизм событий. Как мы знаем, Библия часто не передает эмоции, хотя здесь говорит, что Иаков заплакал, когда увидел Рахиль. Мы часто это читаем как просто историю, не прочувствуя достаточно состояние героев. В гл.28 в ст.20-21 слова Иакова несколько показывают отчаянность его положения. В то время как его отец был весьма велик, он оставил дом отца своего и идет, такое впечатление, что без ничего, если он говорит, что если Бог будет с ним и даст ему хлеб и одежду.
Это показывает, что это его заботило -- где ему взять хлеб и одежду. Получается, он не взял ничего или практически ничего из имущества своего отца. Он шел как странник и беженец. Его родной брат хотел его убить (хотя ему еще повезло, что у него был только один такой брат, а не много, как у Иосифа, но эту братскую ненависть встречаем уже здесь; да, он вроде как сам виноват, но не настолько же, чтобы его убить). Он убегал, спасая свою жизнь. Было ли ему больно? Тосковал ли он за домом? Очевидно, что да. У него даже не было шатра, и он использовал камень, чтобы спать на нем. Это положение отчаяния, разве не так?
И разве не удивительно, что именно в такой момент Бог и явился ему, открылся ему? В момент, когда положение Иакова казалось ему самым трудным и неопределенным, Бог открывается ему самым большим образом и самым удивительным, подтверждая, что будет работать с ним как с наследником обетования и благословения Авраама? Никто не видел такого видения из патриархов до него. Но именно в этот самый трудный момент для Иакова Бог пришел и начал говорить с ним, и дал ему обетование о будущем. Иаков точно не знал, что ждет его в той земле, как его примут, что с ним будет. Но Бог его отцов явился ему и дал виденье и откровение его будущего. И Иаков его принял. И он дал свой обет Богу, и это впервые в Писании, когда упоминается обет. Иаков как бы со своей стороны посвящает себя Богу, соединяется с Божьим заветом, обетованием ему, утверждая это своим обетом, как бы отвечая Богу на Его данное ему обетование, ратифицируя этот завет со своей стороны.
Вместе с этим, примечательно и то, что у всех патриархов был свой путь, свое путешествие, на котором Бог работал с ними и открывался им. Авраам вышел из Харрана, и на этом пути Бог с ним работал. Исаак уже родился в Ханаане -- его родиной, так сказать, уже был Ханаан, и он не знал ничего другого, кроме его кочевого образа жизни и шатров в Ханаане, не знал городов Харрана. Он не ходил в Месопотамию за женой -- ему ее привел раб Авраама. Во время засухи он двинулся для перехода, однако Бог сказал ему не ходить в Египет. Его путь уже был более успешным и не столь сложным, как Авраама, как кажется (ведь и жену у него уже никто не забирал, как у Авраама -- он уже был сильнее в благословении, скажем так, ведь он родился в нем и мог многому научится об этом благословении у Авраама). Иаков тоже уже родился в Ханаане и в благословении. Однако ему предстоял путь в Месопотамию и назад. И хотя его путь был сложный, ведь сложной была ситуация, в которой он оказался, Бог начал работать с ним на этом пути. У каждого из патриархов был свой путь с Богом.
Вместе с этим, Иаков оказался в несколько и парадоксальной ситуации. Он купил первородство, обманул, чтобы получить благословение, и это все как бы делало его наследником Исаака, так что он должен был бы стать во главе его дома и имущества после него. Однако вместо этого он вынужден был бежать без ничего, но имея только одно -- благословение Божье. И как видим, этого оказалось достаточно, чтобы устроить его будущее.
Затем примечательны и события по его пришествию в Харран. Писание говорит, что он сам отвалил камень от колодца. Рассмотрим это в переводе Месседж для лучшего понимания:
Бытие 29:7-13:
[7] Иаков сказал: «Осталось еще много дня; еще не время собирать овец, не так ли? Так почему бы не напоить стада и не вернуться на пастбище?» [8] «Мы не можем», — сказали они. «Пока не придут все пастухи. Требуются усилия всех, чтобы отвалить камень от колодца. Только тогда мы сможем напоить стада».
[9-13] Пока Иаков разговаривал с ними, Рахиль подошла с овцами своего отца. Она была пастухом. В тот момент, когда Иаков заметил Рахиль, дочь Лавана, брата его матери, увидев, что она идет с овцами его дяди Лавана, он пошел и в одиночку отвалил камень от устья колодца и напоил овец своего дяди Лавана. Затем он поцеловал Рахиль и заплакал. Он сказал Рахили, что он родственник ее отца, что он сын Ревекки. Она побежала и рассказала своему отцу. Когда Лаван услышал новость — Иаков, сын его сестры! — он выбежал ему навстречу, обнял и поцеловал его и привел домой. Иаков рассказал Лавану историю всего, что произошло.
Здесь примечательно два аспекта. Во-первых, Иаков заплакал, когда увидел Рахиль. Раввины в комментарии Сончино говорят о том, что это показывает, как Иаков переживал из-за всего того, что случилось и что ему пришлось оставить свой дом и своих отца и мать. Во-вторых, Иаков сам отвалил камень, который был настолько великий и тяжелый, что требовались усилия всех пастухов, так что нужно было ждать, пока они соберутся. Но вот Иаков сделал это сам. В некоторых толкованиях просто говорится о том, что Иаков показал свою силу, что как бы подразумевает, что он был сильнее всех пастухов Харрана как бы естественно. Однако мне понравилось, что говорит об этом комментарий ЖБ: "В своем служении любви Иаков обретает сверхъестественную силу. Когда-то внимание Лавана привлекли золотые украшения Авраамова раба (24:30), сейчас же его впечатлили удивительные способности Иакова."
Бог дал Иакову сверхъестественную силу, и Лавана впечатлили его удивительные способности. И это было образом благословения на нем. Он пришел ни с чем в материальном, однако он имел сверхъестественную силу на своей жизни, которая давала ему удивительные способности, и могла дать все, что ему понадобится. Тогда ему нужна была сила, чтобы отвалить камень в порыве эмоций и показать, что он -- особенный, и благословение дало ему эту силу. И оно приложило ему и все остальное, сделав его в последствии великим, и великим весьма весьма, как говорит Писание.
Итак, у каждого свой путь с Богом, и Господь начинает работать с каждым там, где он находится. Более того, в моменты трудностей или даже самых больший трудностей, как у Иакова, Бог является и открывается более всего, возвещая и открывая будущее наперед и заранее, давая утешение и надежду. И путешествия патриархов, их путь с Богом, и эта история Иакова, в частности, показывает, что достаточно иметь только одно благословение от Бога, и оно даст сверхъестественную силу, удивительные способности и приложит все остальное, сделав великим, и великим весьма. Можно начать свой путь, как Иаков, не имея ничего в материальном, но имея только благословение, и этого будет достаточно, потому что оно будет выделять из толпы, давать благоволение в глазах других и приносить сверхъестественное умножение. Как написано: "И если в начале у тебя было мало, то в конце будет весьма много". Поэтому, будем оставаться на пути с Богом, продолжая своим доверием позволять благословению выполнить свою работу в нашей жизни, и оно устроит наше будущее точно так же и приведет в исполнение обетования Божьи для нас, как сделало это для Авраама, Исаака и Иакова.
Аллилуия! Слава Богу!
И да поможет нам в нашей части Дух Святой!
Аминь.