Подпишитесь на рассылку

Большее благословение

В книге Иова 42:12 написано: "И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц".

Как видим, здесь говорится о том, что Господь благословил Иова впоследствии большим, чем он имел вначале. Таким образом, Господь не просто возвратил его потерю, но дал и возмещение, можно сказать, морального ущерба. Это показывает и доказывает, что Бог дает, а не забирает. Это также опровергает и заявление Иова вначале книги о том, что Бог дал, Бог забрал -- нагим Иов родился, нагим и отойдет в вечность (Иов 1:21). Нет. Его конец был больше его начала. Как говорится в Новом Живом переводе Библии, вторую половину жизни Иова Бог благословил больше, чем вначале.

При этом в Иова 42:6 говорится о том, что Иов признал свою неправоту в отношении того, что он говорил о Боге и о его ситуации, а потому раскаялся в прахе и пепле. Таким образом, Иов получил восстановление не потому, что вел себя идеально, но по милости Божьей. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, однако при этом нужно понимать, что наша жизнь определяется и устраивается милостью Божьей, а не нашими усилиями и стремлениями. Да, мы должны выполнять свою часть, прикладывая усилия к её выполнению, однако не наши силы и не наши дела будут определяющими, но милость Божья. И это должно быть хорошей новостью.

Итак, что же мы можем усмотреть из всего этого для себя? Во-первых, Господь не позволит обокрасть верно служащих Ему и ходящих Его путями. Поэтому, не важно, с чем мы можем сталкиваться на земле, в итоге Господь все равно приведет нас к великому благословению. Ведь это итог всех боящихся Бога.

Читать дальше: Большее благословение

Надежда посреди стеснения

В книге Иова 8:21 написано: "Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием". Интересно, что практически каждый раз, когда друзья Иова обвиняли его, в конце их речи идет какой-то луч надежды прямо посреди того стеснения, которое переживал Иов. И вот здесь говорится о том, что Господь еще даст повод для веселия и причину для смеха. 

Хотя друзья Иова обвиняли его в беззаконии и пытались доказать ему его вину в грехе, за который его и постигла скорбь, в итоге все же Бог восстановил Иова и, действительно, возвратил радость в его дом. И хотя книгу Иова не совсем приятно читать, однако посреди описания всего произошедшего в ней все же кроется надежда: если Бог смог восстановить Иова после такого полного крушения и провала, то тем более Он может восстановить любого человека и сегодня. 

Ведь Иов потерял все, и даже его жизнь была под угрозой. Неприятности случаются на земле, но не часто найдется тот, кого постигло бы все зло и сразу, а с Иовом, кажется, это произошло. Да, мы не знаем почему, и хотелось бы, чтобы этого не было. Однако, как уже было сказано, в его истории тоже есть послание надежды на восстановление. И более того, на восстановление даже к лучшему состоянию, не зависимо от того, насколько невозможным бы это ни казалось (Иов 42:2). Вот почему книга Иова занимает свое место среди прочих книг Священного Писания, ведь она тоже несет надежду, и в ней это послание, может быть, даже сильнее, чем в некоторых других.

И кажется, что в образе поведения Иова в чем-то можно усмотреть себя. Когда начинает происходить то, чего мы не понимаем и чего мы не ожидали, то у нас могут возникать мысли, подобные мыслям, выраженным словами, Иова. Он оправдывался перед Богом, пытался убедить своих друзей, что он -- безвинен, непорочен и праведен, и желал отстоять перед Богом свой путь, обвиняя Его в том, что Он не верно творит суд, так как его жилище как праведника постигло плохое, тогда как беззаконники продолжают благоденствовать.

Читать дальше: Надежда посреди стеснения

Избавление от скорби и преткновения

В 114-м Псалме Давид описывает свои переживания и свой опыт. Интересно, как в книге Псалмов мы можем находить для себя утешение, ведь здесь воспевается о делах Господних в явлении Его избавления Своим избранным: 

1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;

2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во [все] дни мои.

3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.

4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.

5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.

6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.

7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.

8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.

9 Буду ходить пред лицем Господним на земле живых. (Пс.114:1-9)

Хотя Псалом начинается из утверждения о радости от Божьего спасения, в ст. 3 описываются переживания псалмопевца. А ведь он был помазан, но ему все равно пришлось столкнуться с таким стеснением и скорбью. И если проанализировать истории многих Библейских героев, то это помогает на свои обстоятельства смотреть проще: если Господь смог избавить Давида от руки Саула и всех прочих его врагов, да еще и поставить царем, тогда с ситуациями, с которыми мы можем сталкиваться, Ему вообще нечего делать, чтобы их разрешить. 

Читать дальше: Избавление от скорби и преткновения

Изобилие спасения как результат установления справедливости Божьей

В книге Исаии 33:5-6 написано: "Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим".

Как видим, сначала говорится о том, что Господь наполнит Сион судом и правдою, а далее раскрываются следствия такого движения Божьего. Мы знаем, что Сион -- это символ Церкви, новозаветного народа Божьего. Поэтому, наполнение судом и правдою можем рассматривать как вместе, в общем, так и по-отдельности, в том смысле, что Господь наполняет таким образом жизнь каждого верующего.

И стоит заметить, что речь идет, прежде всего, не о том, чтобы воздать детям Божьим за их грехи -- нет, не о таком суде идет речь. С нашими грехами уже разделался Иисус, при этом сказав, что верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден (Ин.3:18). Так что суд имеет отношение не к детям Божьим, но к тому, что пытается выступать против них с целью оказать противление, чтобы остановить их продвижение. Конечно, Господь как Судия Праведный (Пс.9:5) не может не призреть и не установить Свою справедливость, которая заключается в том, чтобы подать нам Свою защиту вскоре (Лк.18:8).

При этом Божьего суда не многие ожидают в таком смысле, а еще меньше ожидают его вскоре и вовремя -- имеется в виду, что у многих сложилось впечатление, что Бог медлит. Да, Писание говорит о том, что Бог медлит для того, чтобы дать время на покаяние (2Пет.3:9), однако на такое промедление тоже нужно правильно смотреть. Действительно, Господь может дать время покаяться, ведь когда дело доходит до суда, то там уже такой возможности не будет. Вместе с этим, мы живем в последнее время, о котором и возвещало нам Писание, в частности, через Ап. Павла, который описывал состояние людей в последние дни, а это состояние описывается довольно просто и лаконично: упорство в грехе, упорство на пути беззакония, -- так что многие и не собираются каяться (2Тим.3:1-5). Конечно, Господь видит сердце человека и знает, как с кем нужно работать.

Читать дальше: Изобилие спасения как результат установления справедливости Божьей

Не унывать, чтобы не ослабевать (ч.2)

Продолжая предыдущую тему, вновь обратимся к Посл. к Галатам 6:9: "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем".

В прошлой статье мы рассматривали значения греческого слова "ослабеть". Последним из приведенных в словаре пояснений было: "унывать, ослабевать сердцем". Это очень важный аспект, на котором стоит остановиться отдельно, чтобы проанализировать его детальнее.

Итак, исходя из приведенного пояснения греческого слова, видим, что сказанное в Писании о том, чтобы не ослабеть, значит, что не должно быть допущено уныние. Другими словами: "пожнем, если не станем унывать, не ослабнем сердцем". И интересно, как здесь уныние связано с ослабеванием силы духа -- нашего сердца. Мы знаем, что радость в Господе -- наша сила, однако не рассматриваем уныние как то, что приносит ослабление. С другой стороны, совершено логично, что если радость -- это сила, то противоположное ей уныние несет только ослабление. Это же подтверждается и толкованием слова "уныние".

Толковый словарь Даля приводит следующие пояснения: "грустить безнадежно, падать духом, робеть, отчаиваться, терять всякую бодрость и надежду, не находить ни в чем утешенья". Стоит заметить, что приводя примеры употребления этого слова, автор использует очень интересные предложения: "В беде не унывай, на Бога уповай. Не унывает, кто на Бога уповает". Даже в словаре написано, что упование на Бога исключает уныние! А если оно присутствует, значит, упование отсутствует.

Читать дальше: Не унывать, чтобы не ослабевать (ч.2)

Не ослабевать

В Посл. к Галатам 6:9 написано:"Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем".

Как видим, здесь говорится о том, что мы в свое время пожнем урожай, если не ослабеем. Остановимся на слове "ослабеем". В других переводах Библии это передано как "если не сдадимся". Поэтому, для достижения духовных целей и для получения результата верой необходимым условием есть исключение нашего отступления -- мы просто отказываемся сдаваться и продолжаем продолжать...

Однако это не все, что подразумевается в слове оригинала на греческом. Переведенное слово "ἐκλύω (ekluō)", согласно словарю Thayer, значит:

1.) ослаблять, распустить [отпустить], освободить;

2.) растворять, метаф., ослабевать, расслабляться (ослаблять), истощать(ся) (исчерпывать, изнурять, выматывать);

2.a.) иметь силы расслабленными (ослабевшими), быть ослабленным из-за истощения, слабеть, уставать,  устать;

2.b.) унывать, становиться слабым сердцем.

Подставив эти значения в текст рассматриваемого места Писания, можем усмотреть следующую мысль: "В свое время пожнем, если не ослабеем, не расслабимся, не истощимся -- не исчерпаемся, не изнуримся и не вымотаемся; если не ослабнем из-за истощения, не устанем; если не будем унывать и не станем слабыми сердцем". Достаточно много факторов, на первый взгляд, однако они все, фактически сводятся к одному -- к поддержанию внутренней крепости духа.

Читать дальше: Не ослабевать

Исцеление сердца, утешение скорби

В книге Псалмов 146:3 написано: "Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их".

Интересно, что здесь не просто говорится о том, что Господь исцеляет сокрушенных сердцем, но и о том, что Он врачует их скорби. Таким образом, Божье врачевание скорбей есть неотъемлемой частью исцеления сердца и души.

На иврите слово "врачевать" буквально значит "перевязывать (раны)", а слово, переведенное как "скорби", также значит "боль, травма, скорбь, рана". Поэтому, в других переводах, в частности, в Новом Живом переводе Библии и в Месседж, это место Писания звучит так: "Он исцеляет сокрушенных сердцем и перевязывает их раны".

Расширенный перевод Библии включает в себя формулировки, похожие на обе версии перевода, которые сформулированы в Синодальном и в приведенных других: "Он исцеляет сокрушенных сердцем и перевязывает их раны [исцеляя их боль и утешая их скорбь]". 

А разве исцеление не приводит к тому, что от раны не остается и следа? Тем самым Господь и дает забыть прежний дискомфорт и печаль. Ведь рана болит, однако Иисус понес нашу боль во всех сферах, в которых она только может возникнуть. Человек может чувствовать боль в душе или в теле. Поэтому, Господь, исцеляя сердце -- я верю, что в данном случае подразумевается душа -- приносит и утешение, убирая боль и, тем самым, устраняя скорби.

Читать дальше: Исцеление сердца, утешение скорби

Пастырь Добрый

В Ев. от Иоанна 10:11-13 написано:

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

Здесь Иисус говорит о том, что Он есть Пастырь Добрый, и при этом Он объясняет, кто такой добрый пастырь. Часто, смотря в мир, на отношение, которое в нем преобладает, люди эту проекцию переносят на Бога, воспринимая Его не как пастыря доброго, но как наемного работника, который убегает при первом же виде опасности, оставляя овец один на один с волком. Но Бог не такой.

Вот как сформулировано это место Писания в Месседж: "Я -- Добрый Пастырь. Добрый Пастырь ставит овец выше Себя, жертвует собой, если это необходимо. Наемный человек не настоящий пастырь. Овцы ничего не значат для него. Он видит, что волк приходит, и убегает от него, оставляя овец на  разорение (опустошение) и разбрасывание [рассеивание] волку. Наемник в деле только за деньги. Овцы не имеют для него никакого значения".

В этой версии перевода очень хорошо видно контраст отношений наемного работника и истинного Доброго Пастыря. Для наемника важны деньги, а не овцы. Поэтому, встречаясь с опасностью, он, не задумываясь, бросает овец, чтобы уберечь себя. Судьба овец его совершенно не волнует. В мире люди встречаются все больше и больше с таким отношением, где каждый сам за себя, а другие их не волнуют. Как писал Павел, последние дни будут отличаться эгоизмом (2Тим.3:1-5). Однако у Бога, в Царстве Божьем, все совершенно не так. 

Читать дальше: Пастырь Добрый

Искать Бога, а не причину

В Ев. от Иоанна 9:1-3 читаем:

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии.

Здесь ученики спрашивают Иисуса о том, почему тот человек находился в том состоянии, в котором они его увидели. Другими словами, они спросили Иисуса о причине столь безнадежного положения того бедолаги. И что им Иисус ответил? Сказал ли Он о причине? Ничего подобного.

Примечательным есть также то, что Иисус опроверг их предположение о том, что с ним это случилось из-за его греха или греха его родителей. Интересно, что слово, переведенное как "родители", на греческом означает также "отцы". В этом я усматриваю указание не только на родителей, от которых он произошел непосредственно, но и на его предков -- можно сказать, на родителей в предыдущих поколениях. И разве никто из них не согрешил? Такого не могло быть. Так почему же Иисус сказал, что не согрешил ни он, ни родители его? Значит, Он имел в виду что-то другое, так что Его слова нужно понимать иначе.

Хотя в других переводах эти слова Иисуса и формулируются иначе. НЖПБ говорит о том, что ни его грех, ни грех его родителей не стали причиной его положения. А Месседж вообще особенный: "Иисус сказал: «Вы задаете неправильный вопрос. Вы ищете того, кто виноват (или: того, кого можно было бы обвинить). Здесь нет такой причинно-следственной связи. Вместо этого ищите то, что Бог может сделать". Исходя из этого, можем увидеть, что настрой учеников в отношении поиска причины был признан Иисусом не правильным. И усматривается несколько причин, почему.

Читать дальше: Искать Бога, а не причину

Оживляющее действие слова

В книге Псалмов 118:49-50 написано:

49 Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать:

50 это - утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

В ст. 50 говорится о том, что слово Божье оживляет, что обетование Божье приносит утешение. Конечно, это утешение приходит в полноте, когда обетование проявляется, принося реальность сказанного Богом в нашу жизнь. Однако и надежда на слово, упование на обетование, тоже приносят утешение, как писал Павел, когда смотрим не на видимое, но на невидимое (2Кор.4:17-18). 

В видимом, если руководствоваться только им и не жить верой, чаще всего можно найти повод только для разочарования и расстройства. Но невидимое несет надежду на лучшее, приносит утешение лучшей перспективой. И если мы взираем на невидимое и продолжаем смотреть на него, будучи движимы верой, а не естественным виденьем обстоятельств, тогда в этом мы находим утешение, так что некий дискомфорт, с которым мы можем сталкиваться пока стоим в вере, кажется легким и кратковременным, и ведущим к великой радости проявления обетования, осуществления слова, установления реальности искупления и избавления, и благословения Божьего.

Поэтому, если мы расстраиваемся, значит, наше виденье направлено не на то; значит, настрой нашего взгляда сбился, переключившись с невидимого на видимое. Следовательно, если мы замечаем у себя эмоции, не свойственные вере, такие как расстройство, удрученность, подавленность, раздраженность и т.п., тогда это сразу же должно быть для нас индикатором того, что наши духовные настройки сбились.

Читать дальше: Оживляющее действие слова