Подпишитесь на рассылку

Наполнение новым

В Ев. от Марка 2:21-22 написано:

21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Как видим, здесь речь идет о новых заплатах к старой одежде и о новом вине в новых мехах. Сначала поговорим о вине.

Иисус сказал, что новое молодое вино не вливают в мехи ветхие, и Он этим утверждением обращался к традиции, к порядку сбережения вина. Другими словами, для всех слушающих его это было очевидно. Но что за образ в этом заложен? Новое вино здесь -- это новое наполнение. Так вот, Иисус говорит, что новое наполнение не придет без изменения сущности вместилища -- иначе говоря, новое может вместить только новое, а потому для нового наполнения требуется и изменение сущности, которая будет наполнена новым, чтобы она могла его вместить. 

Вот почему Бог действует изнутри наружу. Иначе новое наполнение будет тщетно. Если Бог и наполнит новым старое, то старое не сможет выдержать этого наполнения -- оно не будет знать, что с ним делать и как его использовать, а потому новое просто вытечет, оно не будет использоваться, не принесет пользы, и это будет равно тому, как если бы вино просто взяли и вылили. Но Бог не станет ничего делать напрасно. А потому, пока не произойдет изменение сущности, так чтобы изнутри человек мог выдержать новое наполнение, с ним справиться и его правильно использовать, то и новое не будет излито.

Читать дальше: Наполнение новым

Путь к Божьему лучшему

В книге Исаии 55:8-9 написано:

8 Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.

9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

Это известнейшее место Писания, иллюстрирующее разницу между Божьими и человеческими мыслями, представлениями, путями... Ст.8 констатирует факт того, что Божьи мысли выше. При том не просто на чуточку, а на столько, что разрыв колоссальный. Небо, по идее, никогда не сходится с землей. И, опять-таки, значит ли это, что и мысли Бога с мыслями людей никогда не сойдутся? Нет, и этот ответ заложен в написанном далее. 

Как-то часто читаешь эту главу и воспринимаешь её как отдельные части, отдельные мысли: так, тут говорится о бесплатной еде, далее о благовестии, потом о мыслях Божьих, а потом о слове Божьем, которое сравнивается с дождем и снегом... Однако Писание очень логично и при этом лаконично. Такая последовательность не зря, так что одна мысль имеет непосредственное отношение к другой. И эти взаимосвязи может открыть только Дух Святой, и то не за раз, а по мере изучения слова Божьего и возрастания в нем, в Слове, и во Христе.

И вот далее в стихи 10-11 показывают связь неба с землей. Да, они не сходятся, но непосредственно взаимодействуют: с неба на землю исходит дождь или снег. С неба сходит то, что дает способность земле произращать. И не для этого ли была и сотворена земля, земляная почва? Таким образом, снег и дождь иллюстрируют исходящее с неба слово Божье, дающее нам способность выполнить предопределенное нам Богом предназначение. Господь дает, посылает Свое слово, и открывает нам Свои мысли в отношении нас, наших жизней, происходящих событий и пр. Но при этом уточняется, что исходящее от Бога слово не исполняет только информативную функцию, но оно еще и само выполняет работу, как дождь и снег. 

Читать дальше: Путь к Божьему лучшему

Стремление к лучшему

В Посл. к Евреям 11:16 написано: "Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город". Здесь говорится о том, что герои веры, в частности, патриархи, стремились к лучшему. Стоит остановиться и рассмотреть конкретнее это стремление к лучшему. 

С одной стороны, здесь конкретизируется, что речь идет о небесном городе. Иначе говоря, речь идет о том, во что они должны были прийти уже не в период своей земной жизни. По этой причине толкование Далласской семинарии говорит о том, что они, оставив земную родину, оставили и веру отцов, даже и не думая в неё возвращаться, а потому, говорит толкование, и читателям по тому же примеру не следует возвращаться в покинутые религии. Таким образом, в этом контексте оставленное отечество символизирует прежнюю жизнь в прежних языческих верованиях и грехах, а небесный город символизирует спасение и вечность на небесах. 

Безусловно, это самая лучшая перспектива, особенно с точки зрения вечности, однако как насчет жизни здесь? Неужели самое лучшее Божье приготовлено для верующих только на небесах? И мы уже достаточно знаем, чтобы правильно ответить на этот вопрос, и ответ: "Нет". Иисус обещал воздаяние "ныне, во время сие" (Мк.10:30), а это точно вмещается в рамки земного периода жизни. Поэтому, небесная перспектива лучшего -- это само собой, однако это не достижимо в этой жизни на земле. Но пока мы здесь, нам следует стремиться и к тому лучшему, что Бог приготовил для нас всех и на период пребывания на земле. И эти две категории лучшего сосуществуют параллельно, доказательства чему мы видим в Писании. 

Читать дальше: Стремление к лучшему

Открыться к большему

В книге Псалмов 98:2 написано: "Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами". Как видим, здесь говорится о том, что Господь велик. Это слово "велик" значит также: "большой". Так что Господь не только велик, Он еще и большой. С этой стороны не привыкли смотреть на Бога, однако Он -- большой. Его сила больше человеческой, Его возможности больше человеческих, а потому и Его мысли выше, а планы больше человеческих... Потому что Он большой! 

Его рука сотворила Вселенную и держит её (Ис.48:13), а это значит, что Бог больше Вселенной. И размеры Вселенной нам наглядно показывают масштаб действия силы Божьей, и он больше, чем мы можем представить, потому что человек при всем развитии современных технологий так и не смог вычислить её размеров, а потому считает её бесконечной. Вселенная большая -- такой же и Бог, сотворивший её.

И теперь во свете этого кажется совершенно очевидным то, что для Бога ничто не может быть слишком большим. Как сказал один проповедник, невозможно просить у Бога слишком большого или слишком великого. Имеется в виду, ничто для Него не может быть слишком большим или слишком великим! В любом случае просимое нами будет в пределах масштабов Земли, но что она для Бога? Как написано в Пс.8, что есть человек, что Ты посещаешь его -- при всем величии Вселенной, что такое наши земные размеры и масштабы для Бога? 

Таким образом, все упирается в нашу систему ценностей, систему координат, систему измерений... как её еще можно назвать? Мы даем оценку тому, что есть большим или маленьким, исходя из человеческого уровня возможностей, исходя из нашего уровня возможностей. Мы даем такую характеристику предметам, объектам, явлениям, процессам... И это наше виденье большого или маленького определяется изнутри -- исходя из внутренней системы ценностей, сформированной опытом, знаниями, представлениями...

Читать дальше: Открыться к большему

Черпать благословения

В книге Исаии 12:3 читаем: "И в радости будете почерпать воду из источников спасения".

В радости будем черпать. В других переводах Библии сказано, что радостно будут черпать или с радостью будут пить. При этом Месседж говорит о том, что черпать будут ведрами. И этот образ сразу же напоминает колодезь, из которого и берут воду. Жизнь ни одного двора, ни одного дома, ни одного человека не может быть нормальной без воды, без колодца, хотя при полном отсутствии воды она вообще не может быть. И вот здесь говорится о таком источнике, о таком необходимом колодце Божьего спасения.

Интересно, что в образе воды усматриваются здесь разные значения. Комментарий к этому стиху в Новой Женевской Библии говорит, что это образ надежды, а толкование Далласской семинарии видит в этом благодать. Хотя мне кажется, что оба эти образы имеют место быть. Спасение -- это благодать от Бога человечеству. С другой стороны, спасение и благодать несут надежду для человека. Так что можно говорить о присутствии этих двух символов. Таким образом, с этой точки зрения спасенные Богом будут черпать и пить благодать и надежду в Боге.

Однако стоит заметить, что эта вода из источника спасения. В этом ключе давать образ воде не беря во внимание источник, кажется, не совсем правильно. Ведь какой источник, такова и вода. Так что источник спасения дает и воду спасения. Да, это вода благодати и надежды, однако эта вода по сути -- это спасение. Иначе говоря, эта вода течет по благодати, и так же, как вода утоляет жажду и в жаркий день будто дает прилив сил, так и вода спасения дает надежду -- вдохновение для души и духа. Но по сути эта вода -- это спасение, её молекулы -- это спасение. Как родник с минералами дает минеральную воду, так вода из источников спасения, это вода, несущая спасение. Так что из источника спасения мы пьем спасение. И это по благодати. И это наполняет нас надеждой изнутри, как вода наполняет свежестью. Однако это спасение. Теперь стоит посмотреть на значение слова спасение.

Читать дальше: Черпать благословения

Образы в истории Рождества

В Ев. от Луки 2:13-14 написано: 

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Ангелы праздновали рождение Мессии воскликом хвалы. И если так праздновали Ангелы самое первое рождество, то так же следует делать и нам. При этом такое Ангельское славословие было выражением радости и ликования Небес. Наконец, Сын Божий проник на землю, чтобы исправить все, что было испорчено. Однако была ли та хвала только знаком радости?

Ведь Небеса знали, что предстоит пройти Мессии. И когда Мессия только родился, то это не положило конец сражению, а наоборот, было его началом. Еще с самого рождения были попытки свести эту радость, выраженную Ангелами, на нет: Ирод преследовал Младенца, так что Иосифу и Марии пришлось бежать. Попробуем провести параллель: агент проник на вражескую территорию, но теперь ему нужно было выполнить свое задание. Иначе говоря, земля управлялась не Богом, о чем и свидетельствует поведение Ирода, который выступил против исполнения Божьего замысла. Почему? Потому что он усмотрел для себя конкуренцию. 

Интересно заметить, что уже первое рождество сопровождалось благовествованием. Пастухам радостную весть принес Ангел. Небеса напрямую возвестили человечеству о том, что произошло. Таким образом, Бог не оставил в неведении, но наоборот, как только это совершилось, так сразу это и было возвещено, да еще и указаны ориентиры по тому, как и где найти этого Младенца-Мессию. Пастухи, услышав и увидев, затем пошли рассказывать об увиденном и услышанном другим людям. Как говорит толкование Далласской семинарии, в ст. 18, где сказано о том, что люди дивились, не передано греческого значения радостного удивления. То есть все, кто слышали рассказ пастухов, переживали радостное удивление. И они это переживание перенимали от рассказчиков, что значит, что самих пастухов, прежде всего, переполняли такие эмоции. 

Читать дальше: Образы в истории Рождества

Образ Божьего нового

В книге пророка Исаии 65:17-25 написано:

17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.

18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.

19 И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.

20 Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.

21 И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их.

22 Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих.

23 Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними.

24 И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.

25 Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.

Это картина того нового, которое Господь творит. Однажды Он возвестил это Израилю, однако пришло время, когда Господь будет творить новое посреди Своей Церкви, о чем Он нам и возвестил в Своем пророческом слове. Разберем этот образ Божьего нового по стихам, так как в них открывается то, что Господь будет творить для нас и через нас сейчас.

Ст.17 начинает весь этот отрывок утверждением того, что Господь творит новое, так что прежнее уже не будет вспоминаемо. Всегда о прошлом говорится как о старых добрых временах. Но здесь Господь говорит, что из-за того нового, которое Он сотворит, старое уже не придет на сердце и не вспомнится. Почему? Потому что новое настолько будет благим, чудесным и восхитительным, что просто затмит все прежнее

Читать дальше: Образ Божьего нового

О представлениях о действии Божьем

В Ев. от Луки 2:7 написано: "И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".

В процитированном стихе говорится о том, что Марии не было места в гостинице, а потому она вынуждена была положить Младенца в ясли. И если задуматься, то кажется, что это в голове не укладывается: как беременную женщину никто не взял под кров? Неужели все дома были столь переполнены, что даже родить Марии нельзя было в нормальных условиях? 

Хотя, конечно, Библия не уточняет, так что может быть, Мария родила в каком-то доме, и ей в этом помогли женщины (как говорят, что так это обычно происходило в то время у евреев), но потом их просто не оставили в доме, так что Мария вынуждена была возвратиться в хлев и там уже положить своего Младенца... Но полагаю, это больше походит на фантазию, чем на реальность. Разве, родив в доме, её бы затем выставили на улицу? Все-таки мне кажется более правдоподобной версия, к которой мы все привыкли: Мария родила в хлеву. 

И теперь стоит задуматься, все ли с этим фактом нормально. Мы к нему настолько привыкли, что уже воспринимаем, как должное, понятное и само собой разумеющееся. Но, полагаю, для Марии это было совсем не так. Попробуем представить себя на её месте. Она должна была родить Мессию! Если мы ожидаем исполнения Божьего плана, то как мы его ожидаем? Мы думаем, что все должно быть идеально, совершенно, как по маслу; что все должно складываться замечательно, раз это устраивает Бог... 

Читать дальше: О представлениях о действии Божьем

Потрудиться, чтобы войти в покой

"Вера -- это труд. Это не какое-то пассивное

состояние, в которое мы попадаем. ...

Мы не трудимся, чтобы решить проблему.

Мы трудимся, чтобы войти в покой с Богом" [1]

В посл. к Евреям 4:11 написано: "Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность".

Это место Писания звучит по-разному в разных переводах. В переводе короля Иакова (KJV) сказано: "Станем трудиться..." В НЖПБ (NLT) призывается сделать все, от нас зависящее, все, на что мы способны, чтобы войти в покой. РПБ (AMP) призывает прикладывать усилия, чтобы войти в покой. А исходя из всего этого, можно прийти к выводу, что если необходимо трудиться и прикладывать усилия, то это, во-первых, не будет автоматически, а во-вторых, не так-то и просто. Ведь, действительно, когда давят чувства и/или обстоятельства, то попробуй еще войти в этот покой! Но это необходимо, чтобы дать дорогу Богу. Тем более, что состояние покоя лучше для нас же самих.

И теперь стоит обратить внимание на то, что покой связывается с послушанием. Да, в предыдущих публикациях, в которых мы тоже рассматривали это место Писания, говорилось, в частности, о том, что войти в покой необходимо, чтобы иметь способность услышать голос Божий. Однако теперь стоит заметить, что послушание напрямую связывается с покоем, так что можно увидеть, что место послушания и есть место покоя. Когда человек будет идти против воли Божьей, он не сможет иметь покой. 

Читать дальше: Потрудиться, чтобы войти в покой

Решительность идти до конца

В Ев. от Матфея 25:10 написано: "Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились".

Этот стих есть частью истории о десяти девах, из которых пять было мудрых и пять неразумных. Интересно, почему-то идет деление 50/50. И что же произошло. У обеих этих групп был практически одинаковый период ожидания, однако одни дошли до конца, достигли цели и дождались жениха, а других не хватило совсем чуточку. Ведь именно тогда, когда они пошли покупать недостающее масло, жених и пришел.

В этом я вижу образ того, что люди сдаются как раз тогда, когда до победы осталось совсем чуть-чуть. И это не мудро. Неразумные девы не предполагали, что все может сложиться не совсем так, как планировалось и как они себе это представляли. Но кажется, что чем дольше живешь, тем больше понимаешь, что в жизни практически ничто не вкладывается в те планы, которые человек мог себе сам строить. А если такое и бывает, то крайне редко.

Мудрые это понимали, поэтому запаслись и на период ожидания. Они предусмотрели, что не все может пойти по представляемому регламенту, но они были готовы ожидать до конца. У неразумных дев такой готовности не хватило, поэтому они и не дождались. А ведь им не хватило совсем чуть-чуть. И таких, к сожалению, оказалось целых 50%. Хотя такая статистика может быть еще и не плохой, ведь иногда кажется, что потерпевших поражение больше, нежели успешных. Однако Иисус сказал, что это 50/50, и в каком «пятидесятке» окажемся мы будет зависеть от нас самих -- от нашего выбора.

Читать дальше: Решительность идти до конца