Подпишитесь на рассылку

Основание для веры

В Ев. от Марка 11:23 написано: "Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет".  Обратимся к значениям греческого слова, переведенного как "вера".

Согласно словарю Стронга, в этом месте Писания употреблено слово "πίστις (pistis)", которое значит:  "вера, верность, доверие, убежденность, удостоверение". Кроме этого, в словаре Дворецкого приведено также еще такое значение: "уверение, подтверждение, доказательство". На основании этого последнего пояснения этого слова можно увидеть, что вера -- не является абстракцией, витающей в воздухе и ни на чем не основывающейся. Да, вера не связана с чувствами, однако часто это учение о том, что вера не имеет под своими ногами ничего естественного, физического, материального, создает не совсем верное впечатление о ней, как будто нам нужно поймать неуловимое и ухватиться за непонятную абстракцию. Но на самом деле, вера -- это совершенно конкретное состояние, а в духовном -- также и сила, которая стоит на прочном основании подтверждений и доказательств. 

Чтобы проиллюстрировать это, обратимся вновь к часто используемому нами примеру суда. Судья, рассматривающий дело, не был очевидцем произошедшего. Он не знает, как и что произошло. Поэтому, стороны рассказывают каждый свою версию, которую и должны доказать. Если какая-либо из сторон свою версию не сможет доказать, не представив доказательства или представив недостаточные доказательства, тогда судья не поверит этой стороне. Эта сторона не сможет убедить судью в своей версии обстоятельств дела, потому судья примет решение на основании других данных, которые показались ему достаточно убедительными в том, чтобы поверить, что все произошло именно так, как рассказала та сторона, которая смогла привести достаточные и действительные, и допустимые доказательства. 

Читать дальше: Основание для веры

Бог не человек, или Неизменность Божьего слова-обязательства

В книге Чисел 23:19 написано: "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" Начнем с этого места Писания, так как Господь сперва обратил внимание на него. Однако рассмотрим и другие стихи по 24-й, т.к. именно в такой связи приводится написанное в переводе Месседж.

Итак, сначала говорится о том, что Бог -- не человек. И это, вроде как, понятно. Однако далее говорится то, что очень важно уяснить: "Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?" Человеку свойственно бросаться словами. И иногда это так получается просто потому, что он не может выполнить все, что скажет. Иначе говоря, человек в своих способностях и возможностях ограничен, так что иногда при стечении обстоятельств он оказывается не в силах выполнить взятое на себя обязательство. Даже в юриспруденции предусмотрены форс-мажоры, из-за которых человек освобождается от ответственности, потому что возникли факторы, от него не зависящие. И вот здесь в понимании этого различия между Богом и человеком является ключевым сказанное: "Бог не человек".

Очевидно, что Бог -- на другом уровне возможностей, т.к. для Его силы нет ничего невозможного. Бог не ограничен обстоятельствами или какими-либо другими факторами. А это значит, что для Него остается лишь один важный фактор -- Его слово, Его обещание. И даже если люди серьезно относятся к  данным обещаниям и взятым на себя обязательствам в договоре, то не тем ли более Бог? И если человек может быть освобожден от выполнения договорного обязательства в силу форс-мажорных обстоятельств, то не Бог, потому что для Него таких нет и быть не может. А это значит, что если Бог сказал, то тем самым Он Сам взял на Себя обязательство и связал Себя Им. Все. Пути назад нет. Нет таких факторов, которые бы освободили Бога от Его обязательства выполнить Его слово. Тем более, что речь идет о Божьем слове, об обязательстве, Завета.

Читать дальше: Бог не человек, или Неизменность Божьего слова-обязательства

Истина Слова Божьего превозмогает

В Посл. к Римлянам 3:3-4 написано:

3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.

Рассмотрим ст. 4. Как-то меня коснулась эта фраза, процитированная из Пс.50:6, в которой говорится, что Бог праведен в Своих словах, а потому победит и в суде. Иначе говоря, Он прав в своих словах, и Он всегда прав. Никто не может быть более правым, чем Бог. Потому и говорится, что Он победит в суде. 

Однако здесь не идет речь о том суде, в котором Бог выступает как судия. В Расширенном переводе Библии (далее - РПБ) приписано в скобках пояснение, что суд грешными людьми. Чтобы было понятнее, процитирую все место Писания из РПБ: "...Пусть Бог будет признан правдивым [каким Он и будет], однако каждый человек будет признан лжецом, как написано [в Писании]: «Ты можешь быть оправдан в Своих словах, и возобладаешь, когда Ты судим [грешниками]»".

Таким образом, если человек надумает состязаться с Богом, то победит не он, а Бог. Если человек надумает судить Бога, то сам останется виновным во лжи. Потому что Бог всегда истинен и праведен. А потому за Ним победа и в суде.

Читать дальше: Истина Слова Божьего превозмогает

Доверять, как дети

В Ев. от Матфея 18:10 написано: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного".

Как видим, здесь Иисус говорит о "малых сих", предостерегая внешних не презирать их. И кто же эти малые? Имеются ли в виду только дети, которые по физическому возрасту такие? Нет, ведь Иисус сказал всем: "Если не будете, как дети...", -- не зависимо от возраста по документам. И в этом контексте кажется, что с детьми полезно проводить время, ведь имеешь возможность непосредственно наблюдать за тем, какие же дети, и даже перенимать у них их беззаботность.

Но что же самое главное, что характеризирует детей? Полагаю, их доверчивость. Они верят всему, что говорят им взрослые, воспринимая это как истину в последней инстанции. Да, такая доверчивость у них из-за того, что многое они сами еще не понимают. Однако если сравнить нас в нашем, хотя и зрелом, но человеческом понимании, и Бога-Отца в Его знании всего, то не похожи ли мы на малых детей, мало понимающих? Несомненно. По этой причине Иисус и сказал, что нам следует иметь отношение детей, воспринимая слово Божье с полным доверием, как Богу, так и сказанному Им.

При этом дети могут серьезно воспринимать то, что на самом деле кажется абсолютно нелепым. Например, ребенок будет верить, что рыбу можно поймать, приговаривая: "Ловись, рыбка, большая и меленькая!" На первый взгляд, это кажется смешным взрослым, однако стоит поразмыслить, раз уже взрослые такие логические. В Быт.1:28 Бог передал владычество человеку над всем творением, в т.ч. и рад рыбами. Иисус пришел, демонстрируя это владычество. И как Он его использовал? Как Он использовал Свою власть владычествовать? Словами. Буре Он повелел умолкнуть, так что сделалась великая тишина (Мк.4). Поэтому, приказывать рыбе ловиться не так уж и смешно, ведь это соответствует духовным принципам использования человеком своего владычества на земле.

Читать дальше: Доверять, как дети

Быть, как дети

В Ев. от Марка 10:13-17 написано:

13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

14 Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Интересно, как эти две истории переданы одна за другой. А это значит, что они связаны одной общей мыслью. Так часто мы рассматриваем Писание фрагментарно, в то время как оно все едино.

Итак, сначала Иисус вознегодовал на учеников за то, что они не подпускали к Нему детей. Стоит заметить, что это единственный случай во всех Евангелиях, в котором говорится, что Иисуса вознегодовал. И это произошло потому, что ученики недооценивали детей. Как говорит толкование Далласской семинарии, ученики чисто по-человечески считали детей малозначимыми, чтобы Иисусу тратить на них Свое время. Однако Иисуса такой их подход возмутил.

Вот как говорит об этом Месседж (ст.13-16): "Люди привели детей к Иисусу, надеясь, что он коснется их. Ученики отогнали их. Но Иисус был разгневан и дал им понять: «Не отталкивай этих детей. Никогда не становись между ними и Мной. Эти дети находятся в самом центре жизни в Царстве. Отметьте это: если вы не примете Царство Божье в простоте ребенка, вы никогда не войдете [в него]». Затем, взяв детей на руки, Он возложил на них руки благословения". Иисус благословил всех и каждого ребенка, пришедшего к Нему. Он не удерживает благословения ни от кого, кто к Нему обращается.

Читать дальше: Быть, как дети

Гонения и умножение

В Ев. от Марка 10:30 написано:

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,

30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

Остановимся на стихе 30. Здесь Иисус говорит о воздаянии за все, что будет оставлено ради Него и Евангелия. И Он сказал, что воздаяние придет ныне, во время сие, что указывает еще на земной период пребывания на земле. И вот подчеркивается это словами среди гонений, которые точно относятся к земле. С одной стороны, эта последняя фраза была сказана Иисусом, чтобы и показать отчетливо, что Он имеет в виду именно земной период жизни. С другой стороны, эта фраза может нести и дополнительную смысловую нагрузку. 

Интересно, что Иисус сказал о принятии воздаяния именно среди гонений, посреди стесненных обстоятельств. Из других мест Писания нам известно, что Господь обещает и избавление от стеснения, и расширение, распространение пределов (Иов 36:16, Пс.17:20, Ис.54:2-3). Но вот почему об умножении сказано в связи с гонениями? На греческом это слово "гонения" также значит "преследование, погоня, охота". В других переводах (РПБ, НЖПБ, Месседж) говорится о том, что воздаяние придет с гонениями. Так все-таки, какая между ними связь? Умножение порождает гонения, или гонения -- умножение? Или они просто так себе идут вместе, но не зависят одно от другого? Последнее возможно, однако, на мой взгляд, мало вероятно. Предполагаю, что-то из первых двух вариантов или оба вместе (т.е. может быть и то, и другое). Попробуем разобраться.

Читать дальше: Гонения и умножение

Помощь от Бога, или Что может сделать мне человек?

В книге псалмов Пс.117:6-9 написано:

6 Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?

7 Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих.

8 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.

9 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.

Известно, что написанное в Евр.13:6 исходит отсюда. И здесь говорится, что Господь помощник всем, уповающим на Него! Господь! Поэтому что для Него какой-либо человек? Что он может сделать против Господа? Но если мы испытываем страх перед людьми, значит, мы не видим за собою Господа, мы смотрим естественными глазами, а не духовными. Потому что в духовном за нас всегда будет больше, как в истории с Елисеем (4Цар.6:14-23).

И стоит заметить, что здесь особо не разбирается, кто прав, а кто виноват. Главное -- кто кому служит. И Бог оправдывает Своих избранных (Рим.8:33). Никто не идеален, и мы не можем всего учесть, так что могут быть ошибки или недоработки. Но мы все равно можем и должны рассчитывать на помощь Божью и на Его поддержку. Господь поддерживает нас, потому мы можем не бояться ни человека, ни чего-либо от него исходящего (имеются в виду человеческие изобретения не на добро, а также духовный мир падшего человека и исходящее от него проклятие). Слово "помощник" в ст.7 имеет еще и значение "поддержка". А поддержка не позволяет упасть.

Читать дальше: Помощь от Бога, или Что может сделать мне человек?

Не останавливаться на пути к лучшему

В книге Чисел 21:4-5 написано:

4 От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути,

5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.

Синодальный перевод говорит о том, что народ стал малодушествовать, но что же это значит? Свет проливает формулировка РПБ (AMPC): "И они отправились с горы Ор по дороге к Красному морю, чтобы обойти землю Едома, и люди стали нетерпеливыми (подавленными [букв.: впали в депрессию], сильно обескураженными), по причине [испытаний на] пути. И народ говорил против Бога и против Моисея: "Для чего вы вывели нас из Египта, чтобы умереть в пустыне? Ибо нет хлеба, нет воды, и мы ненавидим эту легкую (презренную, бестелесную, непитательную) манну".

Исходя из написанного, можем увидеть, что произошло: вышедшее поколение из Египта потеряло терпение, следствием чего стало их состояние подавленности, разочарования и депрессии. Здесь также говорится и о причине такого их состояния, которая заключалась в испытаниях, с которыми им пришло встретиться на пути. Но стоит задуматься, было ли то, с чем им приходилось сталкиваться, столь тяжелым, чтобы впадать в депрессию и говорить против Бога?

Читать дальше: Не останавливаться на пути к лучшему

Путь определяет результаты

Во второй книге Паралипоменон 27 читаем об одном из преуспевающих царей Иудейских:

1 Двадцати пяти лет [был] Иоафам, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иеруша, дочь Садока.

2 И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, отец его, только он не входил в храм Господень, и народ продолжал еще грешить.

3 Он построил верхние ворота дома Господня, и многое построил на стене Офела;

4 и города построил на горе Иудейской, и в лесах построил дворцы и башни.

5 Он воевал с царем Аммонитян и одолел их, и дали ему Аммонитяне в тот год сто талантов серебра и десять тысяч коров пшеницы и ячменя десять тысяч. Это давали ему Аммонитяне и на другой год, и на третий.

6 Так силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего.

В стихе 6 раскрывается причина силы этого одного из успешных Иудейских царей, которая в Синодальном сформулирована как "устроял пути свои перед лицом Господа". Но что же это значит?

И сначала хотелось бы обратить внимание на силу этого царя. В этом отрывке описывается, что Иофам победил Аммонитян. И сколько там той Иудеи? Все знают, что это маленькое царство, состоящее всего из 2-х колен. Но тем не менее, они умудрились каким-то образом нанести поражение Аммонитянам, да еще и заставить их платить довольно большую дань. Кажется, что для маленькой Иудеи такая сила на военной арене могла быть только сверхъестественной, т.е. с помощью силы Божьей и благодаря Божьему вмешательству.

И вот теперь стоит детальнее рассмотреть, что же произвело такое действие благодати Божьей для Иудеи и Иофама. Для этого обратимся к другим переводам.

Читать дальше: Путь определяет результаты

Послушание ведет к самому лучшему

В книге Исаии 55:2 написано: "Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком".

Обратим внимание именно на вторую часть стиха, в которой говорится: "Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком". Формулировка этой фразы мне понравилась и в Синодальном переводе. Но есть и несколько других формулировок, которые я сочла интересными.

Так, Новый Живой перевод Библии (НЖПБ) говорит: "Зачем тратить деньги на еду, которая не дает сил? Зачем платить за еду, которая вам не подходит? Послушайте Меня, и вы будете есть то, что хорошо. Вы будете наслаждаться лучшей едой". Современная английская версия (САВ) передает это так: "Зачем [вам] тратить ваши деньги на то, что на самом деле не еда? Зачем усердно работать для чего-то, что не удовлетворяет? Слушайте внимательно Меня, и вы будете наслаждаться самой лучшей едой".

Как видим, речь идет о том, чтобы слушать и наслаждаться самой лучшей едой. Хотя в Синодальном "вкушать благо" звучит, может, более поэтически, то приведенные переводы конкретизируют, что же это за благо -- это самое лучшее. Хотя в Синодальном о благе говорится в общем, в других же переводах конкретизируется о еде, однако и она есть тоже образом нечто большего, более общего блага. Более того, от еды прямым образом зависит жизнь и самочувствие человека, так что предлагая самую лучшую еду, Господь тем самым говорит, что Он предлагает самое лучшее, как для жизни в общем, так и самую лучшую жизнь -- жизнь с Богом, Божью (Божественную) жизнь.

Читать дальше: Послушание ведет к самому лучшему